Готический стиль: средневековая готика в архитектуре и искусстве
Содержание:
- Дерево с бумажными цветами
- Неоготика и современность
- Заключение
- Севильский кафедральный собор. Севилья. Испания
- Любопытные факты о строительстве готических соборов
- ТОП-7 лучших солевых ламп
- Миланский собор. Милан. Италия
- Реймсский собор. Реймс. Франция
- Монтаж фальш колонн
- Мирский замок. Мир. Беларусь
- Фабрика Катыка
- Страсбургский собор (Франция)
- Франкфуртский собор
- Ранние французские готические соборы
- Готическая школа Фландрии (Бельгия и Голландия)
- Причины появления готики в России
- Конструктивные и художественные элементы готического стиля:
- Готическая архитектура на разных этапах своего развития
Дерево с бумажными цветами
Использование подручных материалов в работе не делает ваше творчество менее привлекательными. Как делать топиарий своими руками из салфеток? Давайте разбираться.
Приготовим:
- салфетки (можно цветные);
- степлер, ножницы, пистолет;
- шар (можно приобрести);
- ствол, горшок;
- проволока;
- декор.
Процесс изготовления цветов и листочков несложен:
- бумажную сложенную салфетку простреливаете в центре степлером;
- вырезаете кружок необходимого диаметра так, чтобы скоба осталась посередине;
- придаёте лепесточкам объём, сминая слои салфетки: цветок готов;
- листья формируете из салфеток зелёного цвета, также слегка приминаете их.
Оклеиваете розами шар-основу, не забывая иногда вставлять между ними листья. Имитируете с помощью страз росу на цветках. И выполняете все последующие этапы сборки топиария.
Неоготика и современность
Интерес к готической архитектуре возродился в конце 18 века и ознаменовался появлением нового направления — неоготики, характерного, например, для студенческих городков солидных учебных заведений. Появились и светские постройки, например, здание городского совета в Мюнхене или Берлине.
Готический интерьерный дизайн домов знатных европейцев оформился к концу 19 века, когда появилась мода на пышный и одновременно мрачный декор в стиле рыцарского замка. Сегодня его трудно назвать универсальным: для оформления стандартной гостиной он малопригоден, но хорошо смотрится в просторном помещении загородной усадьбы. Для воплощения современного готического стиля не обойтись без определенной стилизации и следующих элементов:
Просторной комнаты с высокими потолками и большими окнами.
Готическая спальняИсточник i.pinimg.com
- Использования натуральных материалов: дерева, камня, металла.
- Характерной палитры: иссиня-черного, золотистого, коричневого, фиолетового, изумрудного, темно-синего, насыщенного красного и серебристого цвета.
Интерьер с каминомИсточник roomester.ru
- Чтобы интерьер не получился чересчур мрачным, палитру разбавляют светлыми красками, как вариант — смешивают с другими стилями.
- Мебели со средневековым шармом: тяжелой, резной, с коваными деталями, украшенной позолотой и росписью. Гармонично будет выглядеть обивка из роскошных тканей, бархата или парчи темных оттенков.
Светлая готикаИсточник kstudiosdesign.files.wordpress.com
- Аксессуаров. Детали — важная часть средневекового антуража. Не стоит забывать про витражи, тематические гобелены, бронзовые подсвечники. Атмосферной деталью выглядит потертый кожаный сундук.
- Освещения. Завершающим штрихом станет кованая люстра с лампами в форме свечи на ветру, которую дополнят подходящие светильники и бра.
Кухня-столоваяИсточник roomester.ru
Об идеях дизайна в духе средневекового замка в следующем видео:
Заключение
Готический стиль способен подарить немало интересных идей для дизайна гостиной или спальни, но он подходит далеко не каждому, и потому не считается популярным направлением
Чтобы воплотить этот непростой стиль, важно знать, какие особенности ему присущи, уметь выбрать отделочные материалы и мебель, подобрать текстиль и декор в нужной цветовой гамме
Севильский кафедральный собор. Севилья. Испания
В готике принято использовать стрельчатую форму сводов и витражные окна, что в полной мере отобразилось в архитектуре севильского собора.
У храма славная история, ведь построили его на месте разрушенной мечети, чтобы показать богатство и процветание Севильи. Завершающий этап строительства продолжался с 1401 по 1519 годы, а в его конструкции были использованы некоторые элементы мечети.
Среди монументальных стен, колон и сводов хранится множество священных реликвий, в том числе и выдающиеся шедевры живописи европейских мастеров.
Раз уж речь пошла о мечетях, Most-beauty.ru уже писал статью о самых красивых мечетях мира, советуем посмотреть.
13
Любопытные факты о строительстве готических соборов
Собор должен был быть доминантой, самым высоким зданием, от которого рос центр города. Его строительство начиналось с закладки, знакового и радостного события для любого горожанина. Оно было превращено в настоящий праздник — толпы зевак, шествия, присутствие высшего духовенства, а также иногда даже короля и членов его семьи. Согласно церемонии, епископ закладывал первый камень будущей постройки, а дальше начинались долгие и однообразные дни строительства. План постройки намечали прямо на земле и принимались сначала за возведение фундамента, затем за подсобные и хозяйственные помещения, после — занимались стенами, столбами, деревянными лесами.
Интересно, что в целях защиты будущего храма от непогоды сначала возводилась крыша и лишь потом своды и перекрытия. Далее подходил черед окон и витражей, пола, внутреннего убранства собора.
И если возведение продолжалось в течение многих столетий (к примеру, Кельнский собор, начатый в 1248 г., был завершен только в XIX в.), всё это время людям приходилось вести службы в недостроенных храмах. Получается, что все эти красивые и величественные картинки из прошлого, которые мы представляем себе, рассматривая интерьер того или иного собора, далеки от истины. Да, в Средние века храмы чаще всего были недостроены, а службы велись сразу, как только возводился алтарь и хоры, практически на открытом воздухе.
А если мы задумаемся над финансовой стороной и узнаем, сколько стоило возведение того или иного собора, мы будем поражены. Подсчитано, что в пересчете на сегодняшние деньги собор Парижской богоматери обошелся в 282 млн долл., собор в Реймсе — 213 млн долл., а Амьенский вообще 564 млн долл.
Чтобы понять, почему в Средние века строительству соборов отводилась настолько важная роль, вспомним, чем был собор для людей той эпохи.
ТОП-7 лучших солевых ламп
Миланский собор. Милан. Италия
Всемирно известная готическая церковь уже долгое время выступает визитной карточкой итальянского города. Заложили ее в 1386 году, а автором проекта выступил известнейший итальянский архитектор Симоне де Орсениго.
На протяжении всего строительства, а продолжалось оно до 1880 года, на посту главных архитекторов собора французские зодчие сменялись немецкими, а потом на их место приходили итальянцы. Знаменит собор в Милане своими уникальными витражами, через которые внутрь поступает свет.
Уважение вызывают скульптуры и статуи, которые украшают фасад церкви. А вот самой знаменитой святыней является гвоздь с креста Иисуса, который находится под сверкающим золотом алтарем.
12
Реймсский собор. Реймс. Франция
Notre-Dame de Reims был построен в течение ста лет, с 1211 по 1311 годы, и только западный фасад великолепного готического здания был построен немного позже.
Построенный на месте древней романской церкви, собор стал образцом французской готики, так называемого «ланцетовидного стиля». Его выделяют высокие, 80 метров каждая, башни, оригинальное убранство внешних фасадов, что делает его самым гармоничным среди подобных сооружений Средневековой Франции.
Знаменит тем, что по инициативе героини Франции Жанны д’Арк здесь короновался Карл VII, что стало переломным событием в войне с Англией, вошедшая в истории под наименованием «Столетняя война».
4
Монтаж фальш колонн
Пенополиуретановые элементы декора имеют ровную тыльную поверхность. Именно она должна прилегать к стене фасада. Любая колонна состоит из двух основных частей:
- ствола;
- капители.
Капитель – это фигурная часть, венчающая ствол. Монтаж колонны производят поэтапно: сначала крепят основную часть (ствол), затем – капитель.
Шаг 1. На фасад наносят метки, определяющие местоположение элементов декора.
Шаг 2. Выполняют «примерку»: прикладывают деталь к фасаду. Если высота дома такова, что длины одной фальш колонны недостаточно, отрезают недостающую часть от другой колонны. Для выполнения задачи используют ножовку по металлу с мелким зубом или электролобзик с аналогичной пилкой.
Шаг 3. Отмечают места высверливания отверстий в стене, которые необходимы для монтажа колонны. Крепежные элементы должны находиться на расстоянии не менее 1 см от торцов детали. Отверстия в стене высверливают с шагом 40-50 см. Используют дрель (перфоратор) и сверло с победитовой напайкой. Оптимальная глубина отверстий – 7-8 см.
Шаг 4. В качестве крепежей используют металлические шпильки или дюбель гвозди. В первом случае понадобится высверлить отверстия и на тыльной стороне колонны. Глубину определяют в зависимости от толщины этого элемента декора.
Если решено крепить ствол с помощью дюбель гвоздей, в отверстия в стене вбивают пластиковую часть: дюбели.
Шаг 5. Прикладывают колонну к стене или либо насаживают ее на предварительно установленные в отверстия металлические шпильки, либо крепят с помощью вкручивания саморезов в дюбели.
Шаг 6. Для соединения между собой двух частей ствола понадобятся металлические уголки. Нижнюю часть которых крепят к горизонтальному срезу нижней части ствола, боковую – к стене здания.
Шаг 7. Крепят верхнюю часть колонны: капитель. Используют ту же технику, что и при монтаже ствола.
Шаг 8. С помощью влагостойкой шпатлевки маскируют шляпки саморезов.
Видео — Монтаж колонн из полиуретана
Приклеивание элементов декора из ППУ
Если стены дома достаточно ровные, можно упростить задачу оформления фасада и приклеить пенополиуретановые элементы декора. Для этой цели подойдут следующие виды составов:
- NMC-Adefix P5;
- Soudal FixAll;
- «Уран» от компании «Новбытхим»;
- DECOMASTER ULTRA Fix.
Монтаж декоративных элементов
Процесс приклеивания и нанесения клея должен соответствовать предложенной производителем этого состава инструкции. Но есть общие рекомендации:
- работы выполняют только при положительной температуре воздуха;
- клей наносят на чистую и обеспыленную поверхность.
Покраска пенополиуретана
ППУ (пенополиуретан) можно покрасить любой из следующих видов красок:
- акриловой;
- латексной;
- силиконовой.
Для нанесения подойдет любой удобный инструмент:
- кисточка;
- валик;
- краскопульт.
Специалисты рекомендуют использовать для окрашивания ППУ латексные краски. Объясняют это тем, что с помощью этих составов легко получить нужный оттенок цвета, можно быстро разбавить краску водой до нужной густоты, каждый слой быстро сохнет.
Если хотят снизить порог возгораемости пенополиуретана, используют акриловые краски со свойством огнезащиты. Специальных красок для ППУ не разработано. Поэтому подойдет акриловая краска по металлу «Полистил»
Важно учесть и такое свойство составов, как влагостойкость
Если используют кисть или валик, краску наносят равномерными мазками, накладываемыми в одном направлении. При нанесении следующего слоя направление мазков меняют: с вертикального на горизонтальное и наоборот. Для качественного прокрашивания элементов декора капители используют тонкую малярную кисточку.
Окрашенный элемент декора
Для оформления фасада в готическом стиле подойдут и такие элементы декора, как фальш арки. Процесс их монтажа аналогичен установке колонн.
Дом в стиле готики
Проект готического особняка
Постройка в готическом стиле
Мирский замок. Мир. Беларусь
Готические замки Средневековья изумительны, и как можно заметить, неподвластны времени. Все это в полной мере относится и к Мирскому замку, первое упоминание о котором относится к 1395 году.
Получил наименование по городку Мир, и долгое время оставался резиденцией богатейшего рода Литвы Радзивиллов. Величественное оборонительное сооружение стало свидетелем и участником множества войн, а сегодня это одна из главных достопримечательностей республики.
Туристов привлекает не только грациозная готическая архитектура замка, но и множественные легенды, связанные с этим средневековым сооружением.
8
Фабрика Катыка
Отто фон Дессин в 1902 г. возвёл в Москве ещё одно неоготическое строение, в котором разместилась контора табачной фабрики «А. Катык и К°».
Архитектор использовал классические для неоготики башенки, а само здание было возведено из красного кирпича. Естественно, что современный облик немного отличается от первоначального, но здание сквозь время сохранило свою самобытность.
Братья Катыки были родом из Евпатории, и со временем стали шахтовладельцами и предпринимателями. Сейчас в старой заводской конторе на Воронцовской улице функционирует пивной ресторанчик, и современные вывески немного портят строгий неоготический стиль начала прошлого века.
11
Страсбургский собор (Франция)
Собор Богоматери в Страсбурге строился с 1015 до 1439 года. На этом месте до начала нашей эры находилось римское святилище. Затем ещё несколько религиозных зданий. Сегодня это шестая по высоте церковь в мире и самое высокое сохранившееся сооружение, построенное полностью в Средние века.
Виктор Гюго описывал его как «гигантское и тонкое чудо», а Иоганн Гёте — как «величественно возвышающееся, широко раскинувшееся дерево Бога». Собор виден далеко за равнинами Эльзаса. Песчаник горного массива Вогезы, из которого он построен, придает собору характерный розовый оттенок.
Имеет только Северную башню высотой 142 метра. Южная остаётся не достроенной. Это придаёт зданию особую асиметричную форму.
Страсбургский Нотр-Дам
Страсбургский собор Нотр-Дам несколько раз был поврежден: в 1870 году и во время Второй мировой войны. Несмотря на разнообразие его архитектурных стилей и асимметричный фасад, здание весьма гармонично.
Строительство началось в романском стиле с восточной части и южного портала. Но в 1225 году, прибывшие из Шартра мастера, предложили революционный готический архитектурный стиль. Созданный ими западный фасад и продольный неф с тысячами скульптур, по мнению ЮНЕСКО, стали шедевром готики. Большинство статуй, которые сейчас можно увидеть в соборе, являются копиями. Оригиналы перенесены в музей Парижской Богоматери.
Северный боковой неф освещен уникальным набором из пяти окон, датируемых в основном 12-м и 13-м веками. Они имеют изображения 19 императоров Священной Римской Империи.
В Южном трансепте собора находятся 18-метровые астрономические часы, одни из самых больших в мире. Механизм завершает один полный оборот в новогоднюю ночь и вычисляет дату Пасхи по сложному христианскому календарю. На Первом Никейском Соборе (325 г.) Пасха была определена как «воскресенье, которое следует за четырнадцатым лунным днем, приходящимся на 21 марта или сразу после него».
Анимированные персонажи запускаются в движение в разное время суток. Один ангел звонит в колокол, а второй переворачивает песочные часы. Есть персонажи, представляющие парад смерти: разные возрасты жизни с младенчества до старости. На последнем уровне находятся апостолы, проходящие перед Христом.
Часы показывают намного больше официального времени: солнечное время, день недели (каждый представлен мифологическим богом), месяц, год, знак зодиака, фазу Луны и положение нескольких планет.
Франкфуртский собор
Еще одно название собора – Императорский собор святого Варфоломея. Он расположен во Франкфурте-на-Майне и является наиболее крупным в этой области духовным памятником. Здание выстроено из красного кирпича.
Раньше в этом соборе проводились церемонии коронации императоров Священной Римской Империи. На протяжении всей истории это здание было кайзерским, а не кафедральным собором. В 19 веке Франкфуртский собор стал символом единения германской нации.
Шпиль собора имеет высоту 95 м. Общая длина здания – 64 м, высота купола – 23 м.
Интересные факты:
- Известно, что ранее участок, на котором теперь стоит Франкфуртский собор, был островом. Результаты раскопок показали, что на этой территории люди жили еще со времен неолита.
- Собор обрел черты, присущие готическому стилю, в 13 веке. Свой сегодняшний вид он обрел только в 15 веке.
- В марте 1944 года в ходе авианалета собор святого Варфоломея получил сильные внешние повреждения, а интерьер был уничтожен практически полностью. К счастью, все произведения искусства и прочие ценности, которые хранились в нем, были заранее вывезены в безопасные места, а после того как ситуация стабилизировалась, возвращены обратно.
В Германии есть большое количество соборов, выполненных в готическом стиле. Большинство из них были построены в 10-13 веках и претерпели некоторые изменения, поскольку пережили различные катастрофы и войны. Вместе с тем эти здания сохранили характерные черты стиля до сегодняшнего дня. Некоторые из них входят в список Всемирного культурного наследия человечества.
Ранние французские готические соборы
Сенс собор
Следуя модели Сен-Дени, собор Санс стал первым полностью готическим собором. Он был построен между 1135 и 1164 годами. Он использовал новый шестичастный ребристый свод в нефе, что придало церкви исключительную ширину и высоту. Поскольку шестичастные своды распределяли вес неравномерно, своды поддерживались чередующимися массивными квадратными опорами и более тонкими круглыми колоннами. Он оказал большое влияние на готический стиль не только во Франции, но и в Англии, потому что его мастер-строитель, Вильгельм Сенский , был приглашен в Англию и привнес элементы ранней готики в реконструированный неф Кентерберийского собора .
Санлисский собор
Санлисский собор был построен между 1153 и 1191 годами. Его длина была ограничена скромным бюджетом и расположением здания у городской стены. Как и собор Санс, он состоял из нефа без трансепта, окруженного единственной боковой стенкой. Хор, как и Сен-Дени, был окружен лучезарными часовнями. Возвышение имело три уровня, включая большие трибуны. Как и в Сенсе, в Санлисском соборе чередовались сильные и слабые опоры, чтобы воспринимать неравномерную тягу от шестиреберных сводов. Церковь претерпела значительные перестройки в 13-16 веках, включая новую башню и новое внутреннее убранство. Многие из ранних готических особенностей перегружены с Flamboyant и последующим декорированием.
Нойонский собор
Нойонский собор , строительство которого началось между 1150 и 1155 годами, был первым из серии знаменитых соборов, появившихся в Пикардии , процветающем регионе к северу от Парижа. Город имеет важную связь с французской историей, так как это место коронации Шарламань и раннего французского короля Хью Капета . В новом соборе сохранилось много романских черт, в том числе видные трансепты с закругленными концами и глубокие галереи, но он внес несколько готических новшеств, в том числе четвертый уровень, трифорий — узкий проход между галереей нижнего уровня, трибунами и верхним уровнем. Кресторай , Нойон также использовал массивные составные опоры, чередующиеся с круглыми колоннами, что было необходимо из-за неравномерного распределения веса шестичастных сводов. Восточный конец имеет пять излучающих часовен и три уровня окон, создающих драматический поток света в неф.
Лаонский собор
Лаонский собор (начало около 1190 г.) был построен одновременно с Нотр-Дам-де-Пари и представлял собой столь же крупный проект, но имел совершенно другой внешний вид. Лаон был построен на вершине холма высотой в сто метров, что делало его видимым с большого расстояния. Вершина холма возлагала на строителей особую ношу; все камни нужно было нести на вершину холма в телегах, запряженных волами. Выполнившим эту работу быкам воздавались статуи на башне законченного собора.
Лаон был необычен еще и из-за пяти башен; два на западном фасаде, два на трансептах и восьмиугольный фонарь на переходе. Лаон, как и большинство ранних готических соборов, имел четыре внутренних уровня. Лаон также имел чередующиеся восьмиугольные и квадратные опоры, поддерживающие неф, но они опирались на массивные колонны, сделанные из сказочных частей камня, что придавало ему большую гармонию и большее ощущение длины. Новый собор был необычным по форме; Апсида на востоке была плоской, а не закругленной, а хор был исключительно длинным, почти равным длине нефа. Еще одной яркой особенностью Лаонского собора были три больших окна-розетки, одно на западном фасаде и два на трансептах. (Остались только западное и северное окна). Еще одна необычная особенность Лаона — фонарная башня на пересечении трансепта, скорее всего, вдохновленная церквями нормандского готического аббатства в Кане .
Готическая школа Фландрии (Бельгия и Голландия)
Границы современных европейских государств многократно менялись, а некоторые государства, которые когда-то существовали и имели богатую культуру, вовсе исчезли. К таким исчезнувшим государствам относится герцогство Фландрия, на землях которого находятся современные Бельгия и Голландия. В период средневековья графство было богатейшим краем и имело достаточно развитые традиции городской архитектуры. Иногда, в литературе, искусство Фландрии называют фламандским, мы также будем придерживаться этого термина.
Уникальным во фламандской готике является то, что местные архитекторы смогли синтезировать в один общий стиль элементы крупнейших национальных стилей Франции, Германии и Англии. Из Франции была взята классическая основа, от Германии склонность к развитию гражданской архитектуры, а Англия подарила .
Собор святого Румбольда в Мехелене, сочетание английского и французского течений
Со временем сформировалось большое количество региональных архитектурных течений (названия происходят от названий регионов): 1) брабантская готика сочетает в себе элементы и английского ланцетного; 2) шельдская готика ориентирована на северофранцузские образцы архитектуры; 3) кемпенская готика (разновидность ) характеризуется использованием кирпича в качестве основного строительного материала, примерами являются церкви в городе Хогстратене (Голландия); 4) демерская готика (регион реки Демер) отличается использованием железистого песчаника.
Ратуша в Брюгге, Бельгия, фасад
Готический зал, Ратуша в Брюгге, 14 век, реставрация 19 века
До сих пор гордостью фламандской готики остаются светские постройки: ратуши в Брюгге, Брюсселе, Лувене, биржа Антверпене.
Крупные постройки:
- Церковь святых Михаила и Гудулы в Брюсселе, 1226-1485 гг., самая яркая готическая постройка в Бельгии, строительство заняло более двух столетий;
- Кафедральный собор святого Румольда в Мехелене, Бельгия, 1200-1528 гг. собор имеет явные признаки английской ланцетной готики (главная прямоугольная башня);
- Собор святого Иоанна в городе Хертогенбос, Нидерланды, 1220-1525 гг., часть здания выполнена из красного кирпича и относится к стилю , пример синтеза разных направлений;
- Рыцарский зал или Риддерзаал, Гаага, XIII в., средневековое здание в составе королевской резиденции, использовалось в качестве тронного зала, для торжественных придворных мероприятий и официальных приёмов;
- Ратуша в Брюгге, Бельгия, 1376-1421 гг., шедевр фламандской готики, особый интерес представляет интерьер готического зала, который был реконструирован в XIX веке в стиле неоготики и дополнился роскошными расписными орнаментами на стенах;
- Ратуша в Лёвене, Бельгия, 1440-1469 гг, пример поздней брабантской готики, интерьеры здания почти не сохранились и были перестроены в более поздних стилях.
Причины появления готики в России
Интерес к готическим постройкам, появившийся по причине распространения идей романтизма, возник в России примерно в середине XVIII века. Работающие здесь архитекторы и художники в то время начали обращаться к образам готики, к концу столетия готические мотивы обрели особенную популярность. Следует заметить, что в конце XVIII века в России еще не было такого понятия, как готическая архитектура. Готика не только не противопоставлялась традициям российского зодчества, напротив, прилагательное «готический» применялось в значении «старинный» применительно к архитектурным сооружениям.
Интерес России к готической архитектуре был вызван социальными, политическими и экономическими изменениями в государстве, которые были связаны с правлением Петра I. До этого момента подлинной готической архитектуры на Руси не было. Причиной можно назвать влияние церкви и религии на развитие искусства в России и других европейских государствах. Православные зодчие, отвергавшие храмовую архитектуру Средневековья не могли заимствовать ни стилистические особенности гражданских построек, ни формы культового зодчества.
Архитекторы, работавшие в России во второй половине XVIII века, проявляли большой интерес к прошлым эпохам. Одним из самых привлекательных периодов с этой точки зрения был этап позднего Средневековья. Надо сказать, что Екатерина II, а позднее и Николай I поощряли данное направление в искусстве. Примечательно, что в первое время обращение к готическим формам носило характер забавы, маскарада. Готические мотивы применялись в качестве «экзотических» в период развития классицизма.
Причина такого интереса к готической архитектуре кроется в расширении культурных, социальных и экономических связей России с европейскими государствами. Русские путешественники, совершая поездки по Европе, знакомились с архитектурными особенностями крупных городов, историческими памятниками, посещали соборы и развалины старинных замков. По возвращении на родину многие из них желали видеть на своей территории объекты, напоминающие те, что видели в Европейских городах.
Конструктивные и художественные элементы готического стиля:
●
контрфорс —
вертикальная конструкция, представляющая собой либо выступающую
часть стены, вертикальное ребро, либо отдельно стоящую опору,
связанную со стеной аркбутаном. Предназначена для усиления несущей
стены путём принятия на себя горизонтального усилия распора от
сводов. Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной,
ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся в сечении к
основанию;
●
аркбутан —
наружная каменная полуарка, передающая горизонтальное усилие распора
от сводов на опорный столб (контрфорс), расположенный за пределами
основного объёма здания;
●
пинакль —
декоративная копьевидная башенка, часто увенчиваемая остроконечным
фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на
уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен.
Конструктивной функцией пинакля является пригруз опоры аркбутана,
чтобы предотвратить её сдвиг. Для данной цели пинакли нередко
утяжеляли свинцом;
●
нервюры
(фр. nervure — жилка, прожилка) — выступающее ребро каркасного
крестового свода.
Наличие нервюр в совокупности с системой контрфорсов и аркбутанов
позволяет облегчить свод, уменьшить его вертикальное давление и
боковой распор и расширить оконные проёмы. Нервюрный свод также
называют веерным. Система нервюр образует каркас, облегчающий кладку
свода.
Готические своды Сен-Шапель — часовни-реликварии на территории
бывшего Королевского дворца на острове Сите в Париже:
Своды
готического собора:
●
масверк
— готический декоративний каркасный орнамент, все элементы которого
построены при помощи циркуля. Состоит из стилизованных трилистников
либо четырёхлистников, кругов и их фрагментов. Выполняется глубоким
рельефом на деревянных либо каменных конструкциях.
●
Вимперг — (нем. Vimperg)
– высокий остроконечный декоративный фронтон, завершающий порталы и
оконные проемы готических зданий. Поле вимперга украшалось ажурной
или рельефной резьбой; по краям вимперг обрамлялся каменными
пластическими деталями и увенчивался крестоцветом (флероном).
●
Трифорий —
невысокая декоративная галерея в средневековых соборах Западной
Европы,
расположенная в толще стены над арками, отделяющими боковые нефы от
среднего.
__________________________________________________________________________________________
Родиной
готической архитектуры является Франция. Крёстным отцом готического
стиля считается влиятельный и могущественный аббат Сугерий, который
в 1135-44 гг. перестроил в новом стиле базилику аббатства Сен-Дени.
Сугерий писал, что высокий, залитый светом храм призван
символизировать безбрежный свет, исходящий от Бога. Вскоре вслед за
Сен-Дени новый стиль был применён при возведении собора Парижской
Богоматери (заложен в 1163) и Ланского собора (заложен в 1165).
Базилика
аббатства Сен-Дени в Париже:
Собор
Парижской Богоматери в Париже:
В каждой
европейской стране готика имела свои особенности, но в целом можно
выделить три периода развития этого стиля, характерные для всех:
Готическая архитектура на разных этапах своего развития
Готика в архитектуре делится на три этапа:
- ранний (XII век);
- зрелый (XIII век);
- поздний (XIV-XVвека).
Пора познакомиться с исключительно прекрасным направлением в зодчестве, которое и по сей день продолжает занимать свою достойную нишу.
Ранняя готика XII века: шаг вперёд в архитектуре
Средневековое архитектурное искусство развивалось и преодолело романскую ступень, превратившись в более зрелое с художественной точки зрения направление.
Искусство становится более выраженным в религиозном плане и приближается к реальной жизни по своей форме
Это сочетание предыдущих знаний Средневековья с противоречивыми представлениями XII века. В образах строений появляется мечтательность и некая взволнованность патетических образов.
Очевиден нарастающий интерес ко всему духовному и человеческому. Зародилась удивительно человечная концепция зодчества по Франции, архитекторы которой нашли способ облегчить массивность стен и разных перекрытий, тем самым найдя больше возможностей для свободного пространства
Собор города Санс был заложен примерно в 1140 году и полностью построен в XII веке
Собор в Сансе является трёхнефной базиликой. Средний неф широкий и невысокий, что смотрится очень контрастно по сравнению с узостью боковых нефов. Часть нагрузки продольных арок принимают на себя мощные колонны и столбы.
Вместо галерей появились узкие трифории с аркадами. В связи с изменением величины оконных проёмов в строительстве, на соборе появляются четырёхметровые контрфорсы, принимающие на себя часть нагрузки со стен.
Романские традиции ещё заметны, но явственнее проступает переход на каркасную систему. В XII веке ещё не решили задачу связи каркасной системы и удачных композиционных построений. Ранняя готика занималась поиском именно такого решения.
Яркий пример ранней готики — собор в Лане
Внешний облик зданий на раннем этапе готической архитектуры ещё отдаёт дань романскому стилю.
Собор Парижской Богоматери заложен в 1163 году, а закончен только к XIV веку, что наложило на него отпечатки и раннего и зрелого этапов
Зрелая готика XIII века: ближе к реализму
В XIII веке продолжается строительство начатых в прошлом столетии соборов, появляются небольшие капеллы, принадлежащие гильдиям или частным лицам.
Королевская капелла Сент-Шапель была построена за 5 лет, в 1243-1248 годах и находится на острове Сит в Париже
Капелла являет собой образец архитектурного изящества, её пропорции совершенны, что обусловлено удачной композицией внутреннего строения и внешнего облика.
На смену массивным стенам и маленьким окнам пришли высокие пятнадцатиметровые окна, заполнившие простенки между сводами. Здание кажется очень хрупким, что визуально подчёркивается многоцветными витражами.
Собор в Реймсе — историческое традиционное место коронации королей Франции
Закладка готического собора произошла в 1211 году, остатки романской постройки не были приняты строителями во внимание. Здесь нет галерей, членение по ярусам идёт по вертикали, трифории располагаются очень высоко
Пропорции строения легки и изящны, а сам облик чрезвычайно декоративен вследствие включения в композицию новых элементов и решений: башенок, скульптур, глубоких порталов, окон «роз».
Поздняя готика: мрачность XIV-XV веков и её отпечаток в зодчестве
Для Европы, в особенности для Франции, XIV век оказался не самым лёгким в истории. Тем не менее, готическое строительство в Европе развивалось положенным ему темпом.
Для готики в её позднем расцвете характерна каркасная система, которая уже прочно вошла в основу зданий предыдущего этапа. Теперь больше внимания уделяется декоративным возможностям. Объёмы максимально облегчаются, растворяясь в декоре.
Увеличивается число оконных членений, усложняется рисунок их переплётов, приобретаются новые формы, становится больше фиалов, вимпергов, капители превращаются в декоративные пояса.
Кроме стрельчатой арки появляются другие типы. Своды становятся не только крестовыми, но и звёздчатыми и сетчатыми. Все формы упрощаются, столбы переходят в архивольты и нервюры, которые теперь опираются на кронштейны. Главным становится вертикализм и линеарная композиция.
Башня Сен Жак сохранилась после разрушения монастырской церкви (1508 – 1522 гг.)
Церковь Сент-Уан (1318 г.— начало XVI века) вытянута по канонам английской готики