О железобетонных дорожных бордюрах

Указания по технике безопасности

Запрещается производить планировку песчаного слоя под камнем,
поднятым автокраном. При необходимости исправления песчаного выравнивающего
слоя камень следует поднять автокраном на 10-15 см от земли и отвести в
сторону.

В остальном следует руководствоваться «Правилами техники
безопасности при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог». М.,
«Транспорт», 1978.

III.
УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

Работы по установке бортовых камней ведут в дневную смену. На
участке работ намечают две сменные захватки:

на устройство земляного ящика и песчаного слоя;

на установку железобетонных бортовых камней.

Выполняет работу бригада в составе:

машиниста автокрана 5разр.- 1, монтажников конструкций 4разр.- 1,
3разр.- 1 и 2разр.- 1 (он же такелажник); дорожного рабочего 3 разр.- 1 и
землекопов 2 разр.-2.

Для кратковременной работы по рытью земляного ящика,
распределению песка и засыпке пазух грунтом бригаде придают автогрейдер.

В процессе работы бригада делится на два звена.

Звено в составе монтажников конструкций 4, 3 и 2разр. (такелажника)
и машиниста крана 5разр. выполняет установку камней. Монтажник 2разр. —
такелажник стропит камни и подбивает песок под установленные.

Монтажники 4 и 3разр. устанавливают камни и окончательно
выправляют их, заделывают и расшивают швы.

Звено в составе дорожного рабочего 3разр.- 1 и двух землекопов 2разр.
занимается подготовкой земляного ящика и песчаного слоя. В начале смены звено с
линейным мастером или геодезистом выполняют разбивочные работы.

Выгрузку и раскладку железобетонных бортовых камней на первой
захватке, как задел к следующему рабочему дню, бригада организует своими
силами.

Для выгрузки выделяются машинист автокрана 5разр.- 1, дорожный
рабочий 3разр.- 1 и такелажник 2разр.- 1.

В начале смены рабочие получают инструктаж от мастера,
инструменты и знаки ограждения, которые они устанавливают по указанию мастера.
В конце смены рабочие снимают знаки ограждения, чистят инструмент и сдают его в
кладовую.

На участке работ должны находиться аптечка и бачок с питьевой
водой.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.2.2. Работы по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

час.

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, входят следующие технологические операции:— геодезическая разбивка линии установки лицевой стороны (канта) бортовых камней;— подготовка траншеи под установку бортовых камней и уплотнение грунта основания;— устройство выравнивающего слоя h=0,10 м из щебня;— устройство основания h=0,10 м из бетона;— установка бортовых камней на бетонную подушку и осаждение до проектной отметки;— дополнительная укладка бетонной смеси с боковой нижней части борта;— обратная засыпка грунта с обратной стороны борта с уплотнением;— заливка швов между бортовыми камнями цементным раствором.2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: автомобиль-самосвал КамАЗ-55111 (грузоподъемность Q=13,0 т); экскаватор-погрузчик JCB 3CX m (объем ковша g=0,28 м, g=1,2 м, Н=5,46 м); вибротрамбовка TSS-HCR60K (вес Р=60 кг); специальное оборудование ЭД-3М для монтажа бортовых камней; бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT (масса m=48 кг, объем загрузки V=90 л); электростанция Honda ET12000 (бензиновая, трехфазная 380/220 В, N=11 кВт, m=150 кг).

Рис.1. Вибротрамбовка TSS-HCR80K

Рис.2. Специальное оборудование ЭД-3М

Рис.3. Бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT

Рис.4. Электростанция Honda ET12000

Рис.5. Экскаватор-погрузчик JCB 3CX m

Рис.6. Автосамосвал КамАЗ-55111

2.5. Для установки бетонных бортовых камней применяются следующие строительные материалы: щебень фракции 20-40 мм М 600, отвечающий требованиям ГОСТ 8267-93; бетон тяжелый класса В15, отвечающий требованиям ГОСТ 7473-2010; камни бетонные бортовые БР 100.30.15, отвечающие требованиям ГОСТ 6665-91; пиломатериал обрезной 25-32х100 мм и деревянные бруски 40х40 мм, отвечающие требованиям ГОСТ 8486-86; цементный раствор М 50, отвечающий требованиям ГОСТ 28013-98.2.6. Работы по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:— СП 48.13330.2011. «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004»;— СП 126.13330.2012. «Геодезические работы в строительстве. Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84»;— Пособие к СНиП 3.01.03-84. «Производство геодезических работ в строительстве»;— СП 78.13330.2012. «Автомобильные дороги. Правила производства работ. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85»;— СНиП III-10-75. «Благоустройство территорий»;— СНиП 2-07.01-89*. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;— ГОСТ 8267-93. «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ»;— ГОСТ 28013-98. «Растворы строительные. Общие технические условия»;— ГОСТ 7473-2010. «Смеси бетонные. Технические условия»;— ГОСТ 6665-91. «Камни бетонные и железобетонные бортовые»;— СТО НОСТРОЙ 2.33.14-2011. «Организация строительного производства. Общие положения»;— СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011. «Организация строительного производства. Подготовка и производство строительно-монтажных работ»;— СНиП 12-03-2001. «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»;— СНиП 12-04-2002. «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство»;— НПО РОСДОРНИИ-1993 г. «Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог»;— РОСАВТОДОР-2002. «Сборник форм исполнительной производственно-технической документации при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них»;— РД 11-02-2006. «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения»;— РД 11-05-2007. «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства»;— МДС 12-29.2006. «Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты».

7 Транспортирование и хранение

7.1 Бортовые камни допускается транспортировать всеми видами транспорта. При этом правила перевозки устанавливаются в соответствии с законодательством государств — участников Соглашения и требованиями документов, регулирующих транспортирование грузов.Погрузку и разгрузку бортовых камней следует проводить с применением средств механизации в соответствии с указаниями производственной документации владельца соответствующего процесса.

7.2 Бортовые камни следует транспортировать в пакетах, контейнерах или на поддонах, обеспечивая при этом их жесткую фиксацию, а также фиксацию изделий (например, при помощи упаковочных металлических лент или проволоки).

7.3 При погрузке бортовых камней в транспортное средство следует соблюдать условия равномерности распределения нагрузки относительно его осей и обеспечения необходимого зазора между изделиями и бортами транспортного средства.

7.4 При транспортировании бортовых камней и погрузочно-разгрузочных работах запрещается:- погрузка и транспортирование изделий навалом;- разгрузка сбрасыванием;- перемещение изделий волоком, без прокладок и катков;- погрузка и транспортирование изделий, изготовленных из бетонов на цементном вяжущем, до достижения ими отпускной прочности.

7.5 При транспортировании бортовые камни должны быть обеспечены необходимой сопроводительной документацией.

7.6 Транспортирование и хранение бортовых камней, изготовленных из бетонов на цементном вяжущем, следует выполнять с учетом требований ГОСТ 13015 .

7.7 Бортовые камни следует хранить в складских условиях рассортированными по типам и маркам в пакетах или штабелях высотой не более 2 м при обеспечении их устойчивости и исключении возможности падения изделий.Место (площадка) складирования бортовых камней должно иметь твердую ровную поверхность с водоотводом.

7.8 При хранении в штабелях бортовые камни следует укладывать на инвентарные подкладки и/или прокладки прямоугольного или трапецеидального сечения из дерева или других материалов, обеспечивающих сохранность изделий, толщиной не менее 30 мм и длиной, соответствующей размерам изделия. При этом в штабель следует укладывать изделия одного размера и формы, а прокладки располагать по высоте штабеля одну над другой. Если не установлены иные требования, расстояние от краев прокладок до торцов должно составлять 20% номинальной длины изделия.

7.9 Условия хранения должны обеспечивать видимость маркировочных надписей и свободный доступ к изделиям, а также возможность складского контроля и применения средств механизации при погрузке бортовых камней на транспортные средства.

7.10 При транспортировании, хранении бортовых камней и при погрузочно-разгрузочных работах должны соблюдаться требования производственной безопасности и охраны труда, а также должны быть предусмотрены меры для исключения возможности повреждения изделий.

УДК 625.888:006.354

МКС 93.080.30

Ключевые слова: автомобильные дороги общего пользования, бортовые камни, технические требования, маркировка

Электронный текст документаподготовлен АО «Кодекс» и сверен по:официальное изданиеМ.: Стандартинформ, 2016

Обустройство околодомовых территорий и садовых участков подразумевает использование ограждений, которые играют роль разделителя садовой и пешеходной зон. Для этого применяются тротуарные бордюры.

Помимо эстетической функции, тротуарные бордюры направляют потоки воды в сторону ливневых стоков, сохраняя целостность дорожного полотна.

Смотрите также

Технология изготовления

Обычно, тротуарные бордюры изготавливают в заводских условиях, однако технология производства довольно проста, поэтому блоки можно сделать самостоятельно. Такой вариант идеально подойдёт для владельцев приусадебных участков, которые хотят разнообразить ландшафтный дизайн загородного дома.

Технологический процесс начинается с изготовления формы для отливки. Сразу нужно уточнить, что форму можно приобрести в готовом виде — это монолитная конструкция, удобная для заливки и извлекания бетонной смеси. Однако форму можно изготовить самостоятельно, использовав листы фанеры или металла.

Отметим, что для удобства монтажа, одна сторона блока должна иметь небольшой скос. Этого можно добиться, изготовив соответствующую форму или срезать излишки шлейф машиной после схватывания смеси.

Для приготовления смеси, необходимо приготовить цементно-песчаную смесь (пропорция 1:3
). Компоненты перемешивают до получения однородной массы.

Затем добавляют щебень в соотношении 3 части
камня на 1 долю
сухой смеси. В состав добавляют воду, перемешивают, не допуская образования комков.

После этого, смесь заливают в приготовленную форму, предварительно смазав стенки отработанным машинным маслом.

Если планируется делать армированный бордюр, форма заполняется наполовину, затем устанавливается арматура, доливается остаток бетона. Поверхность разравнивают строительным мастерком.

Чтобы можно было извлечь блок, залитая форма должна отстояться в прохладном месте 3-4 дня
. После этого блок извлекают, оставляют сушиться на открытом воздухе ещё неделю. По истечении этого срока можно приступать к монтажу.

Виды бордюров по стандарту

Правильно называть бортовой камень. Бортовой камень — это разделительный элемент в устройстве дорог, тротуаров и пешеходных зон. Предотвращает намывание грунта на мощеную часть. Представляет собой изделие из бетона, которое имеет большую длину и небольшую площадь поперечного сечения. Отличается высокой стойкостью к нагрузкам, статическим и ударным нагрузкам. Все его характеристики и свойства описаны в ГОСТ 6665-91.

Для устройства дорог применяют только бортовые камни по ГОСТу

По Госту бордюры изготавливают из пескобетона или тяжелого бетона (с гравийным заполнителем). Марка — не ниже М300, но выбирается в зависимости от климатических условий. Например для средней полосы наше страны требуется более высокая марка, чем для северных. Более высокие марки имеют выше уровень морозостойкости. Так за одну зиму может быть до 20 циклов заморозки/разморозки. Поэтому минимальная приемлемая морозостойкость — 400 циклов (F400) и выше.

Стандартные виды бордюрных камней

Бордюры применяют для отделения дорог, тротуаров и зеленых зон, оформления клумб и отделения деревьев. В общем, область применения широкая. Для создания требуемого рельефа необходимы не только прямые, но и криволинейные элементы. Вот какие виды определены в ГОСТе:

  • Прямые:
    • БР — рядовые;
    • БУ — с уширением;
    • БУП — с прерывистым уширением;
    • БЛ — с лотком;
      Виды бортовых камней по стандарту и их чертежи
  • Въездные — БВ;
  • БК — криволинейные;
  • Камень-аппарель.

По стандарту бордюры, которые отделяют тротуар от проезжей части, должны быть сделаны из бетона классом прочности не ниже B30. Если отделять надо пешеходные дорожки от газонов, прочность может быть В22,5.

Условные обозначения

При маркировке ставят название камня в виде букв, а затем указывается длина, высота и ширина. В таком порядке, разделенные точками. Размеры указываются в сантиметрах. Затем указывается класс арматуры, если она есть.

Размеры и требования к бордюрам и поребрикам описаны в ГОСТе 6665-91

Пример маркировки и ее расшифровка:

  • БР 100.30.18. Это читается как рядовой бордюр (прямой) без армирования длиной 100 см, высотой 30 см и шириной 18.
  • БК 80.30.15 — AV. Расшифровка такой маркировки — бордюр криволинейный (вообще-то бортовой камень) длиной 80 см, высотой 30 см, шириной 15 см. Класс арматуры — AV (А5).

Размеры бордюров по ГОСТу

Стандартная длина бортового камня есть в трех вариантах: 100 см, 300 см и 600 см. Высота рядовых — 15 см и 18 см, длиной 1 метр и 3 метра, у шестиметровых может быть еще 20 см.

Стандартные размеры бордюров маленькими не назовешь

Обратите внимание, что скосы, их форма и величина также прописаны. Описаны также возможные варианты

Так вот, в маркировке проставляется ширина по самой широкой части. Обычно это подошва.

Еще могут быть вопросы по криволинейным бордюрным блокам. ГОСТ допускает изготовление закруглений радиусом 5, 8, 12 и 15 метров. В стандарте есть приписка, что допускается изготовление экземпляров других размеров по согласованию с заказчиками. Так как для частного подворья почти все перечисленные варианты слишком массивны, заводы часто изготавливают бордюры меньшего размера. Например, БР 50.20.80 . Его масса порядка 18-20 кг, так что вполне можно устанавливать самостоятельно.

Вес бордюрного камня

Так как изготавливаться бордюр и поребрик может из бетона с различным заполнителем, его масса может отличаться. В стандарте указана справочная масса, а точную надо смотреть у производителя.

Вес бордюра зависит от его размеров

Бордюры длиной один метр могут быть из пескобетона или тяжелого бетона, более длинные — на 3 и 6 метров — только из тяжелого бетона. Пескобетонные обязательно вибрировать, чтобы они были достаточно прочными. Допускается использование добавок, повышающих прочность и морозостойкость.

Вертикальные и горизонтальные грани должны быть перпендикулярны. Установлены максимально допустимые отклонения — они не превышают 3-4 мм.

Стандартные размеры согласно ГОСТ

Тротуарные бордюры изготавливаются в соответствии с нормами ГОСТ
, поэтому имеют стандартные типоразмеры, вне зависимости от производителя. Согласно государственному стандарту за номером 6665-91
, продукция имеет такие габариты:

Поребрик.

Длина — 500/1 000 мм.

Ширина — 45/50/80 мм.

Высота — 200/210 мм.

Газонный блок.

Длина — 500 мм.

Ширина — 70 мм.

Высота — 211 мм.

Дорожный блок.

Длина — 1 000 мм.

Ширина — 300/450 мм.

Высота — 150/180 мм.

Вибролитые бордюры обладают аналогичными размерами, но не имеют чёткой геометрии.

Бордюр маленький Бордюр большой Бордюр садовый (вибропресс) Бордюр дорожный (вибропресс)
Размеры, мм 500*200*45 500*200*70 1000*200*80 1000x300x150
Вес, кг 8 12 25 100
На поддоне, шт 100 100 40 18
Морозостойкость F200 F200 F200 F200
Марка цемента М500 М500 М500 М500

Предисловие

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены» Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Смоленск-ДорНИИ-Проект»

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 «Дорожное хозяйство»

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46) За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Армения Минэкономики Республики Армения
Беларусь Госстандарт Республики Беларусь
Казахстан Госстандарт Республики Казахстан
Киргизия Кыргызстандарт
Россия Росстандарт
Узбекистан Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 августа 2020 г. N 1161-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32961-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 декабря 2020 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2020 г. Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

От чего зависит размер тротуарного бордюра?

Разумеется, поребрик не является самостоятельной единицей на вашем участке. Он всегда выбирается и устанавливается в зависимости от самой плитки

Тут важно не забывать и о предназначении площадки. Например, если это пешеходная дорожка, то размер тротуарного бордюра может быть в районе 0,3 м в высоту и 20 см в ширину

А вот для аллей и есть и облегченные вариант с соотношением 20:8 см. Не стоит пытаться стандартизировать производство, однако можно выделить три основных типа бордюра:

Классические поребрики. Например, дорожный бордюр 1000х300х150 нельзя назвать поребриком из-за слишком больших показателей высоты и ширины. В то же время оптимальное решение — 200:50 мм;
Парковые блоки. Их величина обычно достигает 211 мм в ширину и 70 мм в высоту. Это нечто среднее между поребриком и дорожным решением;
Бордюры для ограничения дорожного полотна

Обратите внимание на типичного представителя в нашем каталоге — бордюр 500х200х60 мм.

Однако несмотря на классификации, куда важнее просто сделать правильный выбор. Для этого вам достаточно проконсультироваться со специалистом, рассказав ему о плитке, которая используется на вашем участке, а также о технологии её укладки. Если вы обращаетесь в компанию «Рентек», то у вас нет необходимости вникать в тонкости процесса — мы оказываем комплексные услуги для своих клиентов, куда входит и правильная установка бордюра.

Укладка дорожного бордюра

Порой, на приусадебном участке приходится производить обустройство дорожного бордюра. Как это сделать своими руками? Последовательность работ при установке бордюрных бортовых блоков следующая:

  • Осуществляем разметку территории, учитывая все имеющиеся ландшафтные особенности.
  • В соответствии с планом устанавливаем колышки, между ними натягиваем строительный шнур (или простую веревку).
  • Выкапываем траншею (делаем это либо с помощью строительной техники, либо вручную) шириной, превышающей толщину бортового блока на 10 см, и глубиной – чуть больше высоты бордюрного камня.
  • Дно вырытой канавы трамбуем, засыпаем щебнем и снова уплотняем.
  • Насыпаем песчаную «подушку». Опять трамбуем.
  • Готовим бетонный раствор: для этого смешиваем цемент, просеянный песок, мелкий щебень и воду в соотношении 1:2,5:2:2.
  • Укладываем приготовленную смесь в траншею.

На заметку! Смесь должна быть достаточно «подвижной», чтобы ее было удобно заливать, но, при этом не очень жидкой.

Устанавливаем на песчано-цементную смесь бордюрные камни, не смещая их относительно друг друга. Причем, высоту каждого изделия контролируем шнуром, натянутым между колышками. С помощью резинового молотка корректируем положение блока.

Важно! Не забывайте о трех важных моментах: первом — камень заглубляем на ⅔ его высоты; втором — над дорожным покрытием бордюр должен возвышаться приблизительно на 15-20 сантиметров; третьем — между камнями обязательно оставляем компенсационные швы порядка 1,0 сантиметра (для предотвращения растрескивания изделий в будущем)

  • Смонтированный бордюр оставляем на 2-3 суток для схватывания бетонной смеси.
  • Заделываем цементно-песчаной смесью компенсационные швы. Ждем еще сутки.
  • Производим затирку швов и шлифовку выступов изделий.
  • Заполняем свободное пространство между бордюром и краем траншеи либо бетонной смесью, либо песком. Сверху засыпаем грунтом.

Стандартные размеры

Итак, современный поребрик производятся промышленным способом, он легко монтируется и заменяется. Государственные стандарты учитывают необходимость соответствия формы рельефу, а именно:

  • с лотком – БЛ;
  • уширенные – БУ;
  • прямые;
  • с перерывом в уширении – БУП;
  • рядовые – БР.

Самая широкая часть конструкции – подошва определяет марку, буквенные обозначения – тип конфигурации. Параметры выбираются согласно утвержденному проекту в пределах следующих обобщенных данных.

Назначение

размеры (от-до) указаны в см.

длина изделия

ширина составляет

высота должна быть

для магистралей

100-300

8-30

20-60

для пешеходных тротуаров

40-100

4-18

В дорожном строительстве широко применяется бордюр из железобетона 300х18х30 см соответственно. Технологически внутренняя структура готового продукта обеспечивается специальным станком, совмещающим одновременную вибрацию и прессовку. Такое оборудование вывело процесс на новый уровень в отношении количества и качества ассортимента.

Высота бордюра по ГОСТу

«Снип» заменил ВСН 62-91* от 1994 года, в котором аналогичный пункт звучал следующим образом : «…2.2.2. В местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортовых камней тротуара должна быть не менее 2,5 см и не превышать 4 см. Не допускается в местах переходов применение бортовых камней со скошенной верхней гранью или съездов, сужающих ширину проезжей части…»

Таким образом существует, как я понимаю, организация Ростехнадзор, которая должна контролировать соблюдение входящего в Классификатор ISO 91.040.01 (Строительство в целом) вышеназванного СНиПа.

«Перед Московским МТУ Ростехнадзора стоят основные задачи по осуществлению полномочий, направленных на реализацию законодательных и нормативных актов Российской Федерации в области … строительного надзора … с целью предупреждения аварий, травматизма и снижения вероятности негативного воздействия на человека…»

Камень бортовой БР 100.30.15 , для отделения проезжей части внутрикварталь­ных проездов от тротуаров и газо­нов ГОСТ 6665-91

Камень бортовой БР 100.20.8 , для отделения пешеходных до­рожек и тротуа­ров от газонов ГОСТ 6665-91

А вот и главный для нас велосипедистов камень — АППАРЕЛЬ Описание по ГОСТ 6665-91 Камень-аппарель , справочная масса — по проекту (т.е. размеров нет, делают как получится на месте), назначение — для сопряжения покрытий вело­сипедных доро­жек и тротуаров с интенсивным движением детс­ких и инвалидных колясок и др. с покрытием прое­зжих частей улиц и дорог на пере­сечениях

Примечание. Длину аппарели (lа) при тротуарных покрытиях из сборных плит принимают кратной размеру плит, а другие размеры — в зависимости от марки камня.

Как определяется длина бордюрного камня по маркировке

Все изделия маркируются специальным обозначением. Буквенная маркировка расшифровывается довольно просто:

  • БР – обозначение рядового бордюра;
  • БУ – изделие прямоугольной формы с уширением;
  • БУП – аналогичен БУ, но уширение является прерывистым;
  • БЛ – аббревиатура продукции с лотком для отвода воды;
  • БВ – выездной вариант со скошенным бортом;
  • БК – криволинейный бордюр со скошенной верхней частью.

Длина, а также ширина и высота изделия легко определяются по его маркировке. Рассмотрим обозначение БР100.30.18:

  • цифра 100 – обозначает длину, выраженную в сантиметрах;
  • индекс 30 – соответствует высоте, которая составляет 300 мм;
  • обозначение 18 – характеризует ширину камни, равную 18 см.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:ГОСТ 9479-2011 Блоки из горных пород для производства облицовочных, архитектурно-строительных, мемориальных и других изделий. Технические условияГОСТ 13015-2012 Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и храненияГОСТ 14192-96 Маркировка грузовГОСТ 26633-2012 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условияГОСТ 30108-94 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидовГОСТ 32018-2012 Изделия строительно-дорожные из природного камня. Технические условияГОСТ 32962-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Камни бортовые. Методы контроля Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Обзор видов

На сегодняшний день существует несколько видов камней, которые используются для устройства бордюров. Каждый из этих видов имеет свои индивидуальные характеристики и свойства.

Дорожные

Данная разновидность считается самой популярной, широко распространенной и востребованной. Именно с помощью таких бордюрных камней обустраивают дорожные полотна.

Магистральные

По названию этой разновидности бордюрных камней можно догадаться о том, что они очень часто применяются в процессе прокладки автомобильных дорог.

Въездные

Важнейшей отличительной характеристикой въездных бордюрных камней является тот факт, то они обладают скошенной внешней частью. Их обычно ставят там, где на тротуар заезжает транспорт.

Особенности укладки бордюрного камня

• Для выполнения работ по укладке бордюра не потребуется привлечение спецтехники. Достаточно простого набора инструментов:

— трамбовки;

— киянки;

— уровня;

— лопаты;

— несколько колышек;

— верёвки или шнура.

• Бордюр нужно располагать выше уровня земли, чтобы он предотвращал загрязнение дорожного покрытия.

• Траншею выкапывают глубиной, немного превышающей планируемое залегание камня. Запас 5 см даст возможность выстелить дно песком. Это создаст более устойчивую основу под камень. Песчаную подушку после засыпки следует тщательно уплотнить с помощью трамбовки.

• Камень укладывается по натянутому шнуру для соблюдения горизонтальности. Отклонения в сторону регулируют киянкой.

  Как выбрать хорошую металлочерепицу. Основные критерии выбора

• Боковые части бордюра также скрепляются раствором.

Задачи бетонного садового бордюра в ландшафтном дизайне

Благоустроенный садовый или дачный участок трудно представить без дорожек, помогающих разделить территорию на функциональные зоны и обеспечить комфортное передвижение. Бордюрный камень садовый является значимым функциональным элементом дорожек; его использование решает несколько задач ландшафтного проектирования:

  • Разделяет зону зеленых насаждений, полотно дорожки и элементы ландшафтного дизайна.
  • Продлевает срок службы дорожки. Каменные бортики сдерживают от расползания элементы мощеной кладки. Если дорожка сделана из сыпучего материала (опилки, гравий), бортики не дадут ему разлететься по клумбам и газону.
  • Сохраняет чистоту. Благодаря бетонному ограничителю земля и вода для полива остаются в пределах выделенных им участков и не загрязняют поверхность дорожки, трава не прорастает между ее элементами.
  • Помогает формировать общий стиль, придавая дорожкам (а, вместе с тем, и ландшафту) гармоничный и законченный вид.
  • Защищает грунт от выветривания и вымывания, помогая сэкономить на его восстановлении (не придется закупать плодородную почву).

Земля в сохранности, а дорожка — в чистотеИсточник hozyain.by

Нестандартные габариты

Габариты нестандартного бордюра используются для удерживания декоративных плиточных покрытий аллей, зон отдыха. Устанавливаются в предварительно вырытую траншею на смесь из песка и цемента, под которым прослойка щебня мелких фракций, после чего фиксируются с обеих сторон раствором. Устанавливаются встык на прямых участках, на криволинейных, торцы подрезают. К негабаритным относятся:

  • маленькие легкие элементы, имеющие фаску, декоративный узор, цвет, совпадающий с плиткой;
  • бывают гранитные виды, соответствующие природной цветовой гамме, как особенный декор они сочетаются с отделкой цоколей фасадов домов;
  • иногда выполняется обрамление из лотков ливнестока;
  • отлично смотрятся натуральные песчаник, сланцы, ровно обрезанные, отшлифованные по краям в произвольном порядке;
  • существуют безопасные формы из резиновой крошки для детских и спортивных площадок.

Назначение

размеры (от-до) в см.

длина

ширина

высота

литые для сада и аллей

50-39

8-3,5

20-19

гранитные

70-200

8-20

15-60

Базальт, гранит, даже песчаник имеют очень привлекательную фактуру и довольно высокую цену, включающую в себя добычу, обработку, хранение, доставку. Исходя из этого популярными считаются желтые, серые, коричневые цветные рамки. На оттенки влияет цвет песка. Поребрик обязан сочетаться с фоном дорожки или площадки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector