Устройство опалубки для бетонной лестницы

Как хранить заготовки из веточек

См. также

Тип лестницы и опалубки

При постройке многоэтажных зданий, чаще всего, сооружают именно монолитные лестницы. Все другие варианты (к примеру, деревянные) актуальны только в частных домах малой этажности.

Монолитные конструкции универсальны, строительство лестницы такого типа возможно на входной группе, для спуска в подвальные помещения и внутри зданий. К достоинствам технологии относят:

  • прочность и долговечность конструкций;
  • отличные эксплуатационные характеристики. В частности, монолитная конструкция в отличие от деревянной никогда не станет скрипеть;
  • есть возможность воплощать разнообразные дизайнерские решения, использовать самые разные отделочные материалы;
  • пожарная безопасность.

К недостаткам можно отнести достаточно большой вес, что создает дополнительную нагрузку на перекрытия. Кроме того, трудоемкость процесса создания опалубки для лестницы, а также необходимость выполнения «мокрых» работ, которых требует устройство монолитных конструкций.

Разберемся, какими бывают виды опалубки для бетонной лестницы. В зависимости от пространственного положения выделяют два типа:

  • маршевые;
  • винтовые.

Опалубка для маршевой лестницы

Чаще всего, в многоэтажных домах сооружают маршевые лестницы. Они состоят из отдельных маршей, разделенных площадками. При этом марши могут иметь разную форму:

  • в виде буквы «П»;
  • в виде буквы «Г»;
  • изогнутые и пр.

В зависимости от количества маршей, выделяют одно- , двух и многомаршевые варианты. Существует несколько видов опалубки лестничных маршей:

  • Передвижная. Это съёмные системы многократного применения. Для строительства опалубки для монолитной лестницы используются стандартные комплекты, поэтому их применяют в домах, сооружаемых по типовым проектам.
  • Дощатая. Этот вариант используется при сооружении частных домов, оборудуется под конкретные размеры. Поэтому возможно изготовление бетонных лестничных маршей нестандартных размеров.
  • С пленочными перекрытиями. Это универсальный вариант, который можно перестраивать под конкретный проект. Подходит для лестницы из бетона с требуемым количеством ступеней.

Опалубка для винтовой лестницы

Отличием этого варианта является то, что ступени расположены вокруг опоры, установленной вертикально. При этом это может быть вариант со ступеньками, расположенными по кругу, но встречаются и конструкции с квадратным расположением.

Сложность сооружения опалубки винтовой лестницы заключается в том, что необходимо создавать формы отдельно для каждой ступени, так как их размеры неодинаковы. Затем каждая форма крепится к вертикальной опоре, создавая общую форму.

Как выполнить монолитные ступени своими руками

Домашних мастеров часто привлекает устройство монолитного крыльца из бетона. Не все применяют этот способ строительства, так как пугают объемы работ, которые следует выполнить в короткое время.


Монолитное бетонное крыльцо

Порядок работ следующий:

  1. Начинаются бетонные работы с отрывки небольшого котлована. Цель этой работы – создание надежной подушки для будущего изделия. Заливать можно и обычный грунт, но гарантировать, что не возникнут просадки грунта, никто не может. Глубина обычно равна или чуть больше глубины промерзания в зоне строительства.
  1. На дно насыпается песок слоем 20 см, проливается водой и трамбуется. Затем засыпается щебень, его также утрамбовывают. Толщина слоя такая же, как и у песка в подошве фундамента.

    Устройство фундамента для крыльца

  1. Чтобы предотвратить влияние влаги из почвы периметр котлована обкладывается гидроизоляцией, чаще всего используют рубероид. Внутрь вставляют арматурную сетку. Она придаст основную прочность бетонному основанию.

    Армирование фундамента

  1. Вот теперь можно заливать бетонную смесь. Обычно используют бетон марки М100. Такой бетон в течение десятков лет служит, не разрушаясь от внешних воздействий.

    Бетонная смесь М100

  1. После заливки фундамента нужно дать возможность набрать предварительную прочность. Реально бетонная смесь ее приобретает только через 28 дней, но дальнейшие работы можно начинать через три-четыре дня, так как к этому периоду будет набрано не менее 50 % от расчетной прочности. Конечно, можно и подождать, но лето у нас не столь продолжительное.
  1. Выше фундамента строится опалубка. Именно она и определяет вид будущих бетонных ступеней. Выдерживая нужные размеры, создают условия для получения нужной конфигурации лестницы и параметров готового изделия. При создании опалубки предусматривают условия её последующего снятия без нанесения повреждений бетону. Поэтому опалубку собирают на саморезах или болтах.

    Опалубка крыльца

  1. Когда опалубка готова, то проверяют ее жесткость. Известно, что при заливке бетонной смеси динамика воздействия на стенки весьма высока, легко разрушить слабое место. Если имеются слабые места, их дополнительно усиливают контрфорсами.

    Контрфорсы для опалубки

  1. Внутрь устанавливается сетка или арматурный каркас. Его собирают из отдельных элементов арматуры, перевязывая проволокой. Не сваривают, а именно связывают прутки арматуры. Это позволяет не создавать внутренние напряжения в каркасе.

    Армирование опалубки

  1. Заливка – это завершающая работа при возведении бетонного крыльца. Ее следует организовать так, чтобы залить монолит в один раз. При заливке бетона используют вибраторы, которые помогают устранить воздух из смеси. При отсутствии вибраторов используют метод штыкования. На поверхности образуется пена от поднимающихся снизу газов.

    Заливка бетонной смеси в опалубку

  1. Готовую отливку увлажняют в течение недели, что позволяет основной массе связующих материалов полностью вступить во взаимодействие с наполнителями. Это увеличит прочность монолита. Через неделю можно разобрать опалубку.

    Разборка опалубки

  1. После разборки станут видны погрешности бетонирования. Их несложно устранить, затирая раствором. На влажных стенках затирка легко вступает во взаимодействие с основной массой, после полного высыхания они не отличается от монолита.

Устройство своими руками

Чтобы самостоятельно разработать и установить опалубку, необходимо иметь некоторые навыки в выполнении плотницких и бетонных действий

Еще важно грамотно выполнить расчеты и подготовить материалы, чтобы получить крепкую и красивую конструкцию

Необходимые материалы и инструменты

Для реализации проекта опалубки следует позаботиться о таких материалах:

  1. Обрезная доска толщиной 30-40 мм.
  2. Фанера толщиной 20 мм.
  3. Ребристая арматура. Ее сечение может варьироваться от 10 до 16 мм.
  4. Брус с сечением 100х100 мм.
  5. Саморезы для древесины.

Еще необходимо найти ряд инструментов, в числе которых:

  1. Строительный отвес и уровень.
  2. Пила или ножовка.
  3. Шуруповерт.
  4. Молоток.

Расчеты

При выборе наклона пролета следует придерживаться значения 30 градусов

Это по-особому важно при организации входной лестницы или крыльца. С целью экономии свободной площади внутри дома допускается отклонение до 40-45 градусов

Если нужно обустроить лестницу в мансардное помещение или подвал, разрешается использование более крутого спуска.

В зависимости от выбранного наклона определяется число ступенек. Их высота составляет 100-200 мм, а ширина — не меньше 200 мм.

Если в доме живут маленькие дети или пожилые люди, допустимая высота не может превышать 15 см.

Число ступенек определяется по простой формуле: высота подъема делится на высоту ступени

При желании нанести отделывающий слой понадобится обратить внимание на толщину клеевой основы и материала отделки

Изготовление и сборка

Руководствуясь составленными расчетами, можно переходить к основным этапам монтажа опалубки для железобетонной лестницы. В первую очередь следует подготовить дощатый каркас опалубки, боковые ограничители и ребра жесткости. Нижнюю часть конструкции выстилают фанерой.

Используя бруски, доски и фанеры, а также специальный трафарет, можно начинать вырезание формы ступеней. Для соединения всех деталей применяют саморезы. С их помощью будет удобно демонтировать конструкцию. Чтобы достичь лучшей прочности крепления, рекомендуется воспользоваться металлическими уголками.

На этапе подгонки деталей необходимо обеспечить хорошую изоляцию от просачивания раствора. Любые щели и зазоры покрываются монтажной пеной. Ее остатки срезаются.

Армирование

Чтобы усилить конструкцию марша лестницы, важно предусмотреть наличие хорошего армирования. На основе ребристого прута с помощью сварочного оборудования делается сетка

Ее принято размещать на высоте 2-3 см выше опалубки по длине пролета. Для этой цели применяются вставки из пластика или загибаются края прутов.

По возможности арматурные пруты стоит соединить с закладными деталями или поместить в отверстия. Нельзя перегружать вес опалубки тяжелой арматурой, в частном строительстве можно обойтись без металлического каркаса.

Порядок бетонирования

На всех этапах бетонирования необходимо следить за соответствием горизонтальных конструкций вертикальным. Первые проверяются с помощью строительного уровня, а вторые — с помощью отвеса. Дальше необходимо установить арматурные сетки и каркасы, соблюдая наличие защитного слоя.

В выбранных точках с каркасом соединяются закладные детали, они будут использоваться для крепления балясин или стоек. Чтобы подготовить бетонную смесь, нужно применить такие компоненты:

  1. Песок без глины.
  2. Щебень.

Для заливки марша лестницы бетоном используется один проем. Саму процедуру выполняют по направлению снизу вверх, медленно заполняя опалубку подготовленным раствором. Чтобы смесь была достаточно вязкой, а прочностные свойства конструкции высокими, ее разбавляют щебнем.

Для предотвращения образования пустот в процессе бетонирования задействуется вибрационное оборудование. По завершении заливки слой разглаживается и выравнивается.

Чтобы избежать засыхания или растрескивания внешней поверхности, пока она не получит оптимальную степень прочности, монолит укрывается ПВХ-пленкой, дающей равномерное затвердевание раствора.

Когда бетонный слой окончательно затвердеет, для чего может понадобиться 28 дней, опалубка снимается. Если проектом не предусмотрено наличие тяжелой лестницы, разрешается демонтировать конструкцию раньше.

Если в качестве крепежных элементов использовались саморезы и уголки, демонтаж будет выполняться проще, чем в случае с гвоздями.

Это интересно: Гребенка для теплого пола своими руками: рассматриваем со всех сторон

Материалы и инструменты для изготовления

Определившись с размерами и конструкцией сооружения, можно рассчитать необходимое количество материалов для того, чтобы своими руками сделать крыльцо. Материалы лучше покупать с запасом, чтобы не пришлось в разгар работ бегать в поисках недостающих килограмм смеси или метров проволоки. Если используется готовый бетон, то нужно только определить его объем. В случае, когда нужно готовить смесь, то расход материалов на один кубический метр бетона составляет:

  • цемента – 340 кг;
  • песка – 1,05 м³;
  • щебня – 0,86 м³.

В каркасе на каждую ступеньку должно приходиться два прутка арматуры.

Необходимые материалы:

  • листы фанеры и доски толщиной не менее 20 мм и шириной 200 мм для изготовления опалубки;
  • бруски 40× 40 мм для ребер жесткости;
  • гвозди с широкими шляпками, чтобы скреплять доски опалубки;
  • металлическая проволока для вязки каркаса из арматуры;
  • арматура диаметром 6,5–12 мм для каркаса;
  • битый кирпич;
  • гидроизолирующий материал;
  • цемент;
  • щебень;
  • песок средней фракции;
  • материалы для отделки.

Инструменты, чтобы сделать ступеньки для крыльца своими руками:

  • бетономешалка;
  • перфоратор со сверлами по бетону;
  • электропила;
  • вибратор для уплотнения бетонного раствора;
  • лопата штыковая. Совковая лопата может понадобиться, если бетон нужно будет вручную из тачки перекладывать в каркас;
  • инструмент для вязки проволоки;
  • молоток, шпатель, уровень, метр, рулетка.

Основные требования

Первое и самое главное условие — устанавливать массивную лестницу (вес только одного её кубометра может составлять 2,5 т) следует только на фундаментную ленту или плиту.

При расчёте глубины и ширины основания учитывать следует и массу отделки. Ведь при использовании декоративного камня и металла вес сооружения увеличится. В идеале, составлять все расчёты необходимо ещё на стадии проектирования самого здания.

Важнейшим параметром подобной конструкции является угол наклона пролётов, а также высота и ширина ступеней. От правильности расчётов зависит не только устойчивость, но и удобство передвижения по лестнице:

  • стандартный угол наклона пролёта 30–40°; предельно допустимое значение 45°, лестница, ведущая в редко используемые помещения (подвал, мансарду) может быть более крутой; 
  • высота ступенек классическая — 15–17 см; шагать, как по слишком низким, так и чересчур высоким ступеням, будет не слишком удобно; 

Оптимальный угол наклона для разных видов лестницИсточник bykdyb.ru

  • ширина ступеней должна составлять 28-30 см; при определении этого параметра учитывается также размер свесов (кромок, вступающих частей); 
  • размеры подступенков и проступей подбираются одинаковыми; иначе ходьба будет затруднена; 
  • минимальная ширина марша 90–100 см; 
  • количество ступеней в нем — не более 15 шт. 

При недостатке свободного пространства используются «забежные» конструкции — без площадок между соседними пролётами. При проведении расчётов обязательно учитываются толщина отделки и напольных покрытий.

Устройство опалубки для маршевой лестницы

Для монтажа опалубки под маршевую лестницу необходимо придерживаться следующей инструкции:

  1. Для начала нужно определить число ступеней, руководствуясь такими показателями, как вес бетона, высота подъема и свободное место под лестничную конструкцию.
  2. Создать боковые поверхности. Они основываются на двух досках шириной 200 мм. На их поверхности с помощью маркера выбирается ширина и высота ступеней.
  3. Используя поперечные крепежные элементы, следует закрепить боковые доски.
  4. С помощью брусков, досок и фанеры делается основание под будущую лестницу и форма ступенек. Для соединения таких элементов берутся саморезы и профилированный крепеж. Ступени фиксируются с помощью продольной планки через середину. В процессе бетонирования эта планка может создать некоторые проблемы, однако усиленная фиксация позволит получить одинаковые по размеру ступени.
  5. С целью укрепления конструкции используются стойки из бруса. Они крепятся посредством поперечных и продольных связей. Их расположение регулируется с помощью уровня или отвеса. Чтобы достичь вертикального положения подпорок арматуры, следует применить проволоку или сварочный аппарат.
  6. Заливка начинается с первой нижней ступени с постепенным переходом к верхним элементам. Когда форма будет заполнена бетонной смесью, ее нужно обработать вибратором для удаления образованных пробок воздуха. Покрытие заглаживается с помощью кельмы.
  7. Завершив процесс бетонирования, всю конструкцию укрывают полиэтиленовой пленкой для равномерного вставания раствора.
  8. Опалубку разрешается демонтировать только после набора прочности бетоном.
  9. Демонтировав элементы из дерева, нужно выполнить зачистку бетонных поверхностей шлифовальным кругом.

Существует большое количество проектов опалубки для бетонных лестничных конструкций. Одним из самых популярных вариантов является монолитное крыльцо, которое задействуется при организации входной группы.

Подобный элемент не боится коррозийных процессов и гниения, обладает большим сроком службы и поддается любым способам отделки. Да и изготовить его своими руками достаточно просто. Главное — грамотно составить расчеты и соблюдать пошаговую последовательность действий.

Печь на отработке своими руками: чертежи с инструкциями

Очередность выполнения работ

Строительство крыльца из бетона происходит в несколько этапов:

  • расчистка и подготовка площадки под постройку;
  • расчет размеров сооружения;
  • изготовление и установка опалубки;
  • заливка бетона.

Подготовительные работы – расчистка площадки

Сначала необходимо расчистить площадку под пристройку. Под фундамент следует вырыть котлован (яму глубиной около 30 см, которая по ширине будет превышать размеры фундамента на 2,5 см).

Внимание:  под бетонное крыльцо сооружается фундамент мелкого заложения. Его глубина должна быть на 20-30 см ниже уровня промерзания грунта

Затем на его дне выполняют подложку  из песка и щебня. Первым утрамбовывается слой песка (около 10 см), за ним слой щебня (сантиметров 5).

На заметку:  подложка нужна для защиты фундамента от грунтовых вод, а также укрепления его основания. Она должна выходить за периметр фундамента на 10 см.

Если фундамент располагается в зоне грунтовых вод, следует провести их отвод.

Установка опалубки под фундамент

После формирования подушки можно приступать непосредственно к изготовлению самого бетонного крыльца. Как и любому сооружению, ему нужен каркас — опалубка. Это должна быть устойчивая основа, способная выдержать вес заливаемого бетона. Она представляет собой коробчатую конструкцию, состоящую из обрезных досок, OSB-плит, фанеры и полностью соответствует внешнему виду будущего бетонного крыльца.

Как сделать опалубку для крыльца? Для ее сооружения берут крепкие доски, толщиной не менее 2 см и шириной около 20 см.

Внимание:  не берите слишком сухие доски – они могут треснуть. Как выставить опалубку? По высоте она должна на 30 см превышать высоту бетонного крыльца, поскольку ее нижняя часть входит в грунт

Затем намечаются боковые щетки опалубки, места расположения подступенек и проступей. Для формирования их каркаса используются доски необходимой ширины. Детали опалубки соединяются между собой и фиксируются при помощи распорок. Это обеспечивает прочность всей конструкции

Как выставить опалубку? По высоте она должна на 30 см превышать высоту бетонного крыльца, поскольку ее нижняя часть входит в грунт. Затем намечаются боковые щетки опалубки, места расположения подступенек и проступей. Для формирования их каркаса используются доски необходимой ширины. Детали опалубки соединяются между собой и фиксируются при помощи распорок. Это обеспечивает прочность всей конструкции.

Боковые стороны опалубки следует укрепить ребрами жесткости. Можно дополнительно выполнить обвязку арматурой — армирование. Для этого кладут арматуру с шагом 20 см по заранее составленному эскизу.

Между ребрами жесткости и опалубкой делаются распорки. Затем все это засыпается слоем грунта на 10 см и хорошенько утрамбовывается. Когда опалубка для крыльца из бетона готова – заливаем ее бетонной смесью (предпочтительно марки М200 (В15) с фактором морозостойкости F150, что обеспечит надежность конструкции). Ее можно приготовить вручную, или смешать в бетономешалке.

Как правильно залить крыльцо дома? Заливку выполняют, начиная с нижней ступени. Батон разравнивают при помощи лопаты. После заливки каждой ступени ее накрывают деревянным щитом. Это защитит конструкцию от пересыхания и переувлажнения.

Совет:  бетонирование крыльца лучше выполнять, подогнав бетономешалку прямо к месту работы.

Если в дальнейшем над бетонным крыльцом будет установлен навес, то опорные столбы для него лучше установить на этапе монтажа опалубки. Чтобы надежно закрепить основание для козырька, его заливают бетоном.

Бетонная поверхность, которая подлежит декоративной отделке, должна полностью высохнуть в опалубке не протяжении недели. В теплое время года, во избежании пересыхания бетона, его периодически увлажняют водой. После полного его высыхания опалубка снимается. Для этого доски простукивают молотком, чтобы они отстали от бетонного основания.

Снимать опалубку следует постепенно и аккуратно, чтобы не повредить бетонное основание

Когда опалубка снята, поверхность крыльца необходимо отшлифовать. Грубые шероховатости можно устранить при помощи жесткой стальной щетки. Также это можно сделать при помощи элекроинтструмента со специальной шлифовальной насадкой.

Расчет лестницы

Собственно, он ничем не отличается от расчета любой другой лестницы. Высота ступеней принимается в идеале 150 мм, с возможным увеличением до 200 мм и уменьшением до 120 мм. Почти всегда лестница делается при готовом перекрытии, а значит, зная высоту финишного покрытия пола каждого из уровней, можно рассчитать точную ее высоту.

Наибольшие ошибки при изготовлении лестниц допускаются строителями при формировании нижней и верхней ступенек, когда чего-нибудь не учитывают в уровне полов, и они получаются разной с остальными высоты. В эксплуатации это может привести к нежелательным последствиям, вплоть до травм.

Вычертите свою будущую лестницу в масштабе на бумаге, взяв за ширину проступи размер в 300 мм, и вы получите также горизонтальную разметку, конечно, включающую в себя и ширину ступеней. Меньшая их глубина будет создавать трудности при подъеме, ведь человеку придется попеременно переносить всю тяжесть тела на носок одной ноги, а бо?льшая вынудит делать более широкий шаг, что тоже напрягает.

Отклонение от этих размеров элементов лестницы должно быть серьезно оправдано и не быть значительным.

Полученную разметку следует перенести на ближайшие стены, даже если лестница не будет примыкать к ним вплотную. Исключение составляют лестницы, расположенные посредине помещения, но такое бывает редко.

Также, пользуясь этим чертежом можно произвести расчет материалов для опалубки, разметить и нарезать их в нужный размер.

Это видео с продолжением, что может пригодиться вам в дальнейшем, но приемы подготовки к возведению опалубки показаны очень доходчиво, а главное – правильно.

Виды бетонных лестниц

Бетонные лестницы различаются в зависимости от:

  • способа их изготовления,
  • конструкции пролетов,
  • места устройства марша.

Способ изготовления

При строительстве могут быть использованы заводские готовые конструкции маршей либо произведена заливка в опалубку непосредственно на месте размещения. Заводские конструкции гарантируют прочность элемента строения.

Если же выбран способ самостоятельного изготовления лестничного марша на месте, следует внимательно отнестись к замешиванию раствора и соблюдению технологии заливки.

Маршевые лестницы

Это наиболее распространенный тип конструкции. К числу их достоинств можно отнести простоту в устройстве и безопасность в эксплуатации.

Переход может состоять из одного или более маршей и соединяться различными способами:

Одномаршевые Могут быть прямыми или угловыми с устройством забежных ступеней вначале.
Двухмаршевые (или более) Могут быть соединены под различным углом, чаще в 90 или 1800 через площадку.

Маршевые бетонные монолитные лестницы обычно, как минимум, с одной стороны опираются на стену здания, поэтому армирование таких ступеней монтируется с упором в несущую часть строения.

Винтовые конструкции

Монолитные железобетонные винтовые лестницы обычно устраиваются внутри дома в условиях малых площадей. При этом строительство подобной конструкции усложнено созданием фигурной опалубки.

Щиты заливки имеют в данном случае плавные закругленные формы и требуют большее количество опорных элементов. Кроме того, армирование винтовых лестниц обладает определенной спецификой, в которой необходимо учитывать степень нагрузки на проходную часть ступеней.

Место устройства

В зависимости от места установки лестницы бывают внутренними или наружными. Основным отличием в данном случае будет выбор бетонного раствора. Бетон для монолитной лестницы, устраиваемой на улице следует подбирать с присадками, которые улучшат эксплуатационные качества раствора в соответствии с климатом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector