Архитектурные стили в хронологической последовательности с примерами и фото
Содержание:
- Готическая школа Фландрии (Бельгия и Голландия)
- Плюсы и минусы разных видов морозильных камер
- Церковь Иоанна Предтечи, Крым (VII век)
- Собор Нотр-Дам, Турне, Бельгия. 17 век
- Когда требуется склеивать линолеум?
- Обустройства собора Нотр-Дам
- Искусство
- Что такое софиты и из чего их делают
- Недостатки ацетатных волокон
- Друзья по переписке
- Готика в России
- Село и город
- Декоративные элементы
- Недостатки финского каркаса
- Готические сооружения в европейских странах
- Исторические этапы развития готического стиля в архитектуре
- Как зарождалась средневековая архитектура?
- Линейный стан
- Внешний вид средневекового дома, фото домов
Готическая школа Фландрии (Бельгия и Голландия)
Границы современных европейских государств многократно менялись, а некоторые государства, которые когда-то существовали и имели богатую культуру, вовсе исчезли. К таким исчезнувшим государствам относится герцогство Фландрия, на землях которого находятся современные Бельгия и Голландия. В период средневековья графство было богатейшим краем и имело достаточно развитые традиции городской архитектуры. Иногда, в литературе, искусство Фландрии называют фламандским, мы также будем придерживаться этого термина.
Уникальным во фламандской готике является то, что местные архитекторы смогли синтезировать в один общий стиль элементы крупнейших национальных стилей Франции, Германии и Англии. Из Франции была взята классическая основа, от Германии склонность к развитию гражданской архитектуры, а Англия подарила .
Собор святого Румбольда в Мехелене, сочетание английского и французского течений
Со временем сформировалось большое количество региональных архитектурных течений (названия происходят от названий регионов): 1) брабантская готика сочетает в себе элементы и английского ланцетного; 2) шельдская готика ориентирована на северофранцузские образцы архитектуры; 3) кемпенская готика (разновидность ) характеризуется использованием кирпича в качестве основного строительного материала, примерами являются церкви в городе Хогстратене (Голландия); 4) демерская готика (регион реки Демер) отличается использованием железистого песчаника.
Ратуша в Брюгге, Бельгия, фасад
Готический зал, Ратуша в Брюгге, 14 век, реставрация 19 века
До сих пор гордостью фламандской готики остаются светские постройки: ратуши в Брюгге, Брюсселе, Лувене, биржа Антверпене.
Крупные постройки:
- Церковь святых Михаила и Гудулы в Брюсселе, 1226-1485 гг., самая яркая готическая постройка в Бельгии, строительство заняло более двух столетий;
- Кафедральный собор святого Румольда в Мехелене, Бельгия, 1200-1528 гг. собор имеет явные признаки английской ланцетной готики (главная прямоугольная башня);
- Собор святого Иоанна в городе Хертогенбос, Нидерланды, 1220-1525 гг., часть здания выполнена из красного кирпича и относится к стилю , пример синтеза разных направлений;
- Рыцарский зал или Риддерзаал, Гаага, XIII в., средневековое здание в составе королевской резиденции, использовалось в качестве тронного зала, для торжественных придворных мероприятий и официальных приёмов;
- Ратуша в Брюгге, Бельгия, 1376-1421 гг., шедевр фламандской готики, особый интерес представляет интерьер готического зала, который был реконструирован в XIX веке в стиле неоготики и дополнился роскошными расписными орнаментами на стенах;
- Ратуша в Лёвене, Бельгия, 1440-1469 гг, пример поздней брабантской готики, интерьеры здания почти не сохранились и были перестроены в более поздних стилях.
Плюсы и минусы разных видов морозильных камер
- Большая вместимость. Если требуется заморозить и сохранить большое количество продукции — это именно то, что нужно. Они могут вмещать в себя от 100 до 500 литров в зависимости от модели. Хорошо подходят для больших по размерам предметов.
- Огромный выбор самого различного объёма. Высота у всех моделей в основном фиксированная — 85 см, это европейский стандарт, а вот ширина и длина может быть самой разнообразной.
- Удобные навесные корзины, которыми укомплектованы большинство марок. Если вам необходимо что-либо быстро заморозить и иметь под рукой, такие корзинки очень пригодятся.
- Цена. Они стоят меньше, чем вертикалки и в эксплуатации обходятся дешевле.
- Энергоэффективность. Они более экономичны, так как всё внутреннее пространство используется максимально эффективно. Таким образом, продукции помещается больше, а энергии расходуется меньше.
- По причине «лежачего» положения, она занимает очень много места и это большой недостаток особенно, если вы решили установить её на кухне.
- Крышка открывается поднятием вверх, как у сундука. Поэтому, если потраченное из-за положения устройства свободное место вы решите компенсировать, поставив что-нибудь на крышку, вам всё время при открытии придётся это снимать и переставлять.
- Внутри отсутствуют отдельные ящички с дверцами, как в вертикалке, потому при открывании дверцы и поиске, выходит много холода. Если вам необходимо достать продукты из самого низа, а не из навесной корзины, вам нужно будет сначала вытащить одну или обе корзинки. А после того, как вы нашли то, что вам нужно. установить их на место. Всё это время ваш охлажденный воздух теряется.
- Их намного сложнее чистить, а для многих хозяек это немаловажный фактор, ведь никому не нравится проводить в согнутом положении пару часов подряд, даже если это происходит всего один или два раза в год.
- Она по размерам и месту, занимаемому в пространстве, не больше холодильника, её можно аккуратно задвинуть в любой угол или встроить в кухню в нужном для вас месте.
- У неё удобные и практичные ящики-контейнеры. В устройстве может быть от трёх до восьми отделений с боксами. Это отличное решение, если вы замораживаете сразу несколько различных видов продуктов. Для каждой категории вы можете выделить отдельное место, а при необходимости даже подписать, чтобы при открытии не тратить много времени на поиск.
- Ограниченные возможности выбора вещи по габаритам, у стандартных ширина и глубина 60х60 и варьируется только высота до 210 сантиметров.
- Не так энергоэффективны как лари, а стоят на порядок дороже.
- В них часто сложно поместить объёмные продукты, а порой и совсем невозможно.
Церковь Иоанна Предтечи, Крым (VII век)
В самом центре Керчи возвышается древнейший действующий православный храм на территории России, возведённый в VII столетии. Остатки древней базилики сохранились при перестройке церкви в XI веке.
О церкви писал ещё монах Епифаний, который посещал полуостров ещё в IX веке. Данных о перестройке храма до 1917 года не сохранилось, а в советский период на его территории шли полномасштабные археологические исследования. Именно работа археологов позволила установить дату постройки.
В интерьерах храма сохранились уникальные фрески XVI века, а в стенах, по преданию, вмурованы мощи святых апостолов.
14
Собор Нотр-Дам, Турне, Бельгия. 17 век
Когда требуется склеивать линолеум?
Линолеум представляет собой отделочный материал, изготовленный из натуральных или полимерных волокон. Уложить такое напольное покрытие не составит особого труда, если только знать, как склеить линолеум встык в домашних условиях.
Дело в том, что в продажу этот отделочный материал поступает в виде рулонов шириной 2 или 5 метров. Других вариантов нет. Если комната, в которой планируется ремонт, имеет небольшую площадь и можно цельным куском застелить весь пол, трудностей не возникает.
Но гораздо чаще помещения не отличаются правильной формой или ширина комнаты больше 5 метров. В таких случаях приходится выкраивать и укладывать несколько кусков линолеума, которые затем необходимо надежно и незаметно скрепить между собой. Если эту работу провести некачественно, в стыки будет проникать вода, забиваться грязь и через некоторое время края полотен загнутся и закрутятся.
Склеивать линолеум приходится в дверных проемах и при замене испорченного куска новым материалом. Если напольное покрытие имеет ярко выраженный рисунок или дизайнеры задумали украсить полы красочной аппликацией, также невозможно обойтись без склеивания стыков.
Обустройства собора Нотр-Дам
Каркас собора соединен множеством тонких столбов с помощью арки. Внутри стены протягиваются высоко и смыкаются незаметно для невооруженного взгляда. Продолговатые окна покрыты цветным витражным стеклом. В зале царит полумрак. Лучи, которые все же проходят через стекла, освещают сотни скульптур из серебра, воска, мрамора. В них замерли обычные люди, короли, служители церкви в разнообразных позах.
Вместо стен церкви как будто бы просто поместили каркас из десятков столбов. Между ними размещаются цветные картины.
В соборе пять нефов. Третий из них гораздо больше, чем другие. Его высота достигает тридцати пяти метров.
Если измерять в современных мерках, то в таком соборе можно без проблем поместить двенадцатиэтажный жилой дом.
Два последних нефа пересекаются и зрительно образуют между собой крест. Он символизирует жизнь и страдания Иисуса Христа.
На постройку собора шли деньги из общественной казны. Парижане копили их, жертвовали после каждой воскресной службы.
Собор сильно пострадал в новое время. Так, первоначальные витражи можно увидеть только на западном и южном фасаде. Скульптуры видны в хоре, на фасадах здания.
Искусство
Расцвет готического искусства пришёлся на момент начала развития средневековой научной мысли. Так монастыри утрачивали роль главенствующих центров культуры. Мастера стали обращаться не только к религиозным мотивам, но и более обыденным сюжетам. В целом готическое искусство полностью отражает противоречие своей эпохи – это классицизм, причудливое переплетение реализма и человечности а так же догматичное религиозное наследие. В данном периоде начинает зарождаться светская архитектура – кроме ратуш и церквей возводятся и каменные дома для обеспеченных граждан, формируется тип городского многоэтажного дома.
Однако классический готический стиль наглядней всего проявился именно в церковной архитектуре. Так соборы и церкви вмещают не только все отличительные черты и новшества стиля, но и уникальные декоративные и скульптурные элементы.
Влияние византийского стиля в архитектуре ярко прослеживается в таких течениях средневекового искусства, как романский стиль и готика.
Неотрывно от архитектуры в средневековом готическом искусстве развивалась и скульптура. Сюжеты и содержание последней были полностью подчинены религиозным мотивам. Нередко в скульптурах воплощались и реальные исторические события, живущие епископы и короли.
Ниже приведены несколько отличительных черт готических скульптур:
- Максимальное наделение героев человеческими эмоциями и чертами.
- Обособленность скульптуры от стены, в отличие от романского стиля. Так готические скульптуры всегда объёмны, они находится на постаментах у стены и нередко выходит за её пределы.
- Обилие объёмных складок и натуралистичность изображений и пропорций тел героев.
Наряду со скульптурой получила широкое развитие и витражная живопись. Техника исполнения витражей не изменилась, однако цветовая палитра и тематики стали значительно богаче и разнообразней. Так вместе с изображением религиозных сюжетов стали появляться и витражи на бытовые темы.
Также особое место в готической культуре занимают книги, которые уже начинают писать не только в церковнослужители, но и городские мастера. Зачастую это были романы, басни, хроники, трактаты и притчи. Вместе с книжным делом развивается и книжная миниатюра. Готические книжные иллюстрации отличаются особой реалистичностью и крайне высоким качеством исполнения.
Что такое софиты и из чего их делают
Софиты – элементы обшивки нижней части кровли. Они закрывают нижнюю часть от пагубного влияния атмосферных явлений, насекомых и птиц, а также являются элементом вентиляции кровли. В настоящее время промышленные софиты изготавливают из различных материалов:
Винил. Виниловые софиты отличаются своей легкостью. Небольшой вес материала не требует установки массивной обрешетки каркаса. К тому же, он обладает антибактериальными свойствами. На поверхности винила не образуется грибок и плесень, что исключает постоянный уход за ним. По стоимости данный материал может «дать фору» практически любым софитам, что делает его очень популярным не только для подшивки крыши жилого дома, но и для крыш гаражей или других построек. Он очень просто поддается обработке и монтажу, поэтому установку пластиковых софитов можно сделать своими руками. К недостаткам винила можно отнести то, что при нагреве он может издавать неприятный запах, но стоит отметить, что относится это в основном к дешевому материалу. Также этот материал поддерживает горение.
Оцинкованная сталь. Из таких листов изготавливают покрытие кровли. Они состоят из непосредственно стального листа, который покрывается слоями полимера, и краски. Благодаря этому софиты из оцинковки обладают высокой прочностью, служат довольно долго, не поддерживают горение, легко монтируются. Однако, недостатком данных моделей является их относительно высокий вес, поэтому монтаж металлического софита своими руками требует установки мощного каркаса.
- Дерево. Для подшивки крыши часто используют деревянную вагонку. Это экологически чистый материал, который по своей красоте может соперничать практически со всеми остальными. Природная теплота дерева делает фасад здания очень уютным. Недостатком натурального дерева является то, что оно очень подвержено влиянию окружающей среды, а также требует постоянного ухода. Без него древесина может сгнить либо повредиться насекомыми. К тому же в сравнении с пластиком, или винилом, стоимость дерева гораздо выше. В настоящее время все чаще прибегают к установке древесного композита, который в своем составе имеет натуральную древесину лиственный пород и полимерные материалы. Благодаря этому эксплуатационные характеристики таких софитов вырастают в разы.
- Алюминий и медь. Данные модели являются довольно дорогими. Они не подвержены коррозии, имеют небольшой вес, но при этом обладают хорошей прочностью. Даже без дополнительной обработки они выглядят красиво. Однако, стоимость данных моделей очень высока. К тому же для их монтажа необходимо привлекать специалистов.
Софиты, помимо материала, из которых они изготовлены, делятся по своей фактуре на:
- Сплошные. Панель не имеет отверстий и абсолютно глухая.
- Перфорированные. Панель имеет отверстия в виде перфорации.
- Комбинированные. Панель на части поверхности имеет перфорацию, а часть – глухая.
- Наиболее популярными являются комбинированные панели. Они не слишком открытые, но позволяют проветривать стропильную систему крыши.
При выборе софитов очень важно обратить внимание на качество их исполнения, а также на цвет. Лучше стараться купить изделия одной партии. Тогда цвет их будет одинаковым
По этой же причине количество материала для закупки рассчитывается с учетом 15%-ного запаса на случай порчи
Тогда цвет их будет одинаковым. По этой же причине количество материала для закупки рассчитывается с учетом 15%-ного запаса на случай порчи.
Недостатки ацетатных волокон
Прочность при разрыве ацетатных волокон невысока (разрывная длина 11—13 мм). Потеря прочности при испытании в мокром состоянии для ацетатного волокна составляет 40—45 %, а для триацетатного 15—20 %. Ацетатные волокна характеризуются недостаточно высокой термостабильностью: выше 160—170 °C изменяется форма изделий из этого волокна, при 210 °C начинается его термический распад. Поэтому изделия из ацетатных волокон можно гладить только через влажную ткань. Ацетатные волокна малоустойчивы к действию даже разбавленных растворов щелочей, например, стиральной соды. К недостаткам изделий из ацетатных волокон относятся также низкая устойчивость к истиранию и высокая электризуемость. Для устранения этих недостатков используют методы химической модификации ацетилцеллюлозы.
Друзья по переписке
Готика в России
Основная статья: Русская псевдоготика
Главный зал Владычной палаты.
Уникальный пример готических построек на территории Руси — Грановитая палата 1433 года и, вероятно, звонница Софийского собора (1439) Великого Новгорода, связанного в Средневековье с Западной Европой. Звонница неоднократно перестраивалась в XVI—XX вв.
В Средние века в России, находившейся в сфере влияния византийской цивилизации, готика практически была неизвестна.
Определённое сходство с европейской готикой можно заметить в архитектуре стен и башен Московского кремля, построенного по проекту итальянских архитекторов.
Готическая архитектура проникла в Россию только в эпоху неоготики, то есть в конце XVIII века. Появление неоготики в России связано с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. В Санкт-Петербурге (Московский район) по его проекту были выстроены неоготические Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь (1777—1780).
Неоготический стиль ярко проявился в императорской резиденции в Царицыно (1776—1796) в Москве — наиболее выдающемся памятнике «русской готики» и самом крупном псевдоготическом комплексе в Европе. Ансамбль из нескольких зданий и строений возводился по проекту архитектора Василия Баженова; после его отстранения — по проекту Матвея Казакова (Большой дворец). По замыслам зодчих, рядом с типичными для европейской готики элементами соседствуют также элементы, типичные для русской барочной архитектуры и ведущего в то время направления — классицизма. Резиденция состоит из Большого дворца (построен в —1796 годах), «Оперного дома», «Хлебного дома» и других строений. Императрица Екатерина II, по заказу которой возводилась резиденция, сочла баженовский вариант резиденции слишком мрачным («Это не дворец, а тюрьма!»); перестройка растянулась на долгие годы и остановилась после смерти императрицы. В настоящее время этот дворцовый комплекс восстановлен и реконструирован.
Одним из типичных образцов неоготики в Москве можно считать Римско-католический собор Непорочного зачатия Девы Марии, построенный в —1911 годах. Собственный дом архитектора Федора Шехтеля в Ермолаевском переулке (1896 г.) — яркий пример неоготики. Дом украшен островерхими башенками и витражами (сохранились).
Бранденбургские ворота в Калининграде, неоготика
Ряд культовых сооружений, построенных в стиле неоготики имеется в Поволжье и в восточной части России. В частности, в этом стиле выстроены католический храм Святого сердца Иисуса в Самаре (), собор Успения Пресвятой Девы Марии в Иркутске (—) и др.
Образцы средневековой готики на территории России можно увидеть в Калининградской области (бывшая Восточная Пруссия). Здесь сохранилось около двадцати замков (см. Замки Калининградской области) и большое количество церквей (см. Кирхи Калининградской области), но большинство из них — в разрушенном состоянии. В самом Калининграде отреставрирован фактически «с нуля» средневековый Кафедральный собор и большое количество неоготических памятников (15 городских ворот, церкви).
Сохранилось небольшое количество зданий и в Ленинградской области. Больше всего их можно найти в Выборге (здание банка на рыночной площади, здание рынка, костёл Гиацинта (XVI в.) в старом городе, но самое главное — единственный в России (если не считать Калининградской области) средневековый замок, заложенный шведами в 1293 году. Неоготический кафедральный собор не сохранился до наших дней. Он был частично разрушен в 1944 году и окончательно снесён в 1950-х годах. Несмотря на неоднократные обращения правительства Финляндии с предложением помощи в постройке собора заново, по старым чертежам, они так и остаются без ответа. В городе Приморске (бывший финский Koivisto) находится уникальный памятник архитектуры — здание лютеранской церкви (конец XIX в.),Нижняя Тура Земское училище.
Водонапорная башня в городе Инте Республики Коми была построена в готическом стиле (1955 год). Архитектором был шведский политзаключенный Артур Тамвелиус.
Село и город
И долго горожанин не расставался со своими сельскими привычками.
Бывало, по всем улицам разгуливали свиньи и всякий домашний скот.
Сами улицы были далеко не чистыми. Мостовая сначала появилась только перед домами знатных и богатых граждан.
Въезд английского сеньора в город
Люди, выходя на улицу, одевали деревянные башмаки, надетые прямо на обувь.
Эти „башмаки» играли роль современных галош.
Собственно говоря, эта дополнительная обувь вовсе не была башмаками, хотя и называлась так: она представляла собою просто деревянные подошвы,
прикреплявшиеся ремнями к обычному башмаку.
Выглядело это вот так
Уличная грязь увеличивалась еще оттого, что, не смотря на строгие постановления и требования городского совета, жители города никак не могли расстаться со своими привычками: все лишнее, все ненужное, без зазрения совести, выбрасывалось ими на улицу.
Вот как описывается город Гансом Саксом(1530г.) в его произведении «Похвальное слово городу Нюрнбергу»
«Ворот же ровным счетом шесть,
Притом еще два малых входа;
Десяток рынков для народа.
Прилавки не бывают пусты:
Хоть отбавляй зерна, капусты,
Плодов и сала и вина;
На всяк товар своя цена,
Обилен торг – куда ни глянь!
Еще тут есть тринадцать бань
Общественных и храмов восемь,
Где Богу мы хвалу возносим.
Река по городу бежит,
Семь дюжин жерновов вертит…
Здесь трудятся под каждой кровлей;
Иные заняты торговлей,
И бойко их идут дела!
А большинство от ремесла
Приобретает свой доход
И припеваючи живет.
А сколько в городе ремесел –
Я было стал считать, да бросил»
Декоративные элементы
Для готического архитектурного стиля характерно использование многочисленных элементов декора. Это могут быть барельефы, небольшие скульптуры, пилястры, балюстрады (ограждения), стилизованные кованые украшения. Причём тяжёлые и массивные гипсовые детали, характерные для средневековых замков, сейчас с успехом заменяются более лёгкими аналогами из фасадного пенополистирола или пенопласта с соответствующим покрытием.
Готическая архитектура — видео
Готический архитектурный стиль
04 3 Готическая архитектура 1
10:30
04 3 Готическая архитектура 2
11:12
04 3 Готическая архитектура 3
11:25
СЕКРЕТЫ СТИЛЯ готика
26:01
Передовые строительные технологии делают возведение зданий в готическом стиле более доступным благодаря широкому выбору облицовочных материалов и возможности замены натурального камня на более доступные аналоги. Современные постройки в готическом стиле отличаются оригинальностью и обилием света, что лишает их средневековой мрачности и обеспечивает комфортность пребывания.
Наиболее известные архитектурные сооружения в готическом стиле
Франция: Собор Шартре, XII-XIV вв. Собор Реймсе, 1211-1330 гг.. Собор в Амьене, 1218-1268 гг. Собор Парижской Богоматери, 1163-XIV в. Собор в Бурже, 1194 г.
Германия: Кёльнский собор, 1248-XIX в. Мюнстерский собор в Ульме, 1377-1543 гг.
Англия: Собор Кентерберийский XII-XIV вв. Собор Вестминстерского аббатства XII-XIV вв., Лондон. Собор в Солсбери 1220-1266 гг. Собор в Экстере 1050 г. Собор в Линкольне XVI в. Собор в Глостере XI-XIV вв.
Чехия: Собор святого Вита 1344-1929 гг.
Италия: Палаццо Дожей XIV в. Миланский собор 1386-XIX в. Ка дОро в Венеции XV в.
Испания: Собор в Жероне 1325-1607 гг. Собор в Пальме на острове Мальорка 1426-1451 гг.
Норвегия: Собор в Тронхейме 1180-1320 гг.
Дания: Собор святого Кнуда в Оденсе XIII-XV вв.
Швеция: Церковь в Вадстене 1369-1430 гг.
5 1 голос
Рейтинг статьи
Недостатки финского каркаса
Готические сооружения в европейских странах
Готическая архитектура в странах Европы формировалась по-разному, с учётом национальных особенностей архитектурных школ. Но, несмотря на определённые отличия, целостность стиля осталась не нарушенной.
Особенности Английской и Французской готики
Готическую архитектуру Франции, как родины этого стиля, можно причислить к классике произведений искусства средних веков.
Неоспорима роль первого храма Сен Дени, объединившего все значимые атрибуты готики и заложившего основы развития художественного направления
Элементы готики широко использовались и в светской городской застройке. Главные площади городов обязательно украшала ратуша с богатым декором и башенной надстройкой.
Здание ратуши в Сен-Кантене, заложенное в 1351 году
Основное строительство в Англии велось на территориях крупных аббатств. Города и сёла обходились зданиями церковных приходов, где доминантой была одна осевая башня западного фасада.
Кентерберийский собор, заложенный в 1274 году, уже имел некоторые отличия от классики французской готики
Храмы возводились на открытой местности и сохраняли большие площади.
Готика Англии характеризуется растянутыми фасадами и сравнительно небольшими башнями западной стороны
Готика в Германии и Чехии
Новаторский стиль пришел в Германию к концу XIII столетия и так же встретил сильную приверженность к романовской и византийской стилистике. Первыми готическими сооружениями немецких земель считают кирху Либфрауэн в Трире и церковь Святой Елизаветы в Марбурге.
Либфрауэнкирхе, церковь Пресвятой Девы Марии, заложенная в 1230 году
Северо-восточные земли Германии были бедны природным камнем, и строительство зданий осуществлялось с помощью кирпича. Мастерство специалистов кирпичной кладки создало новую ветвь в европейской готике.
Украшение северной Германии — ратуша в Тангермюнде, построена в 1430 году
Примерно в то же время изыски готического зодчества настигли Чехию. Масштабные строительные площадки развернулись в центре Праги. И по сей день, средневековые здания являются главной визиткой столицы.
Создание Карлова моста на Влтаве (1357—1378 г.г.) с его въездной башней стало доминирующим мотивом Пражской архитектуры
Эпохальным достижением Чешской готики является построение Вацлавского зала в Старом дворцовом комплексе Пражских королей.
В помещении огромных размеров проводились не только королевские приёмы, но и конные рыцарские турниры
Испанские и итальянские готические здания
Для Итальянского государства готический стиль оказался инородным телом. Зодчие Италии наполняли фасады готическими элементами – остроконечными шипами, окнами-розами, башнями, но всё это скорее дробило общую целостность зданий.
Миланский собор (1386 год) с множеством вертикальных линий, башенных надстроек, украшений из мрамора
Пожалуй, только в Венеции восприняли ажурную конструктивность сооружений, что позволило раздвинуть фасады, в соединении с радужным разноцветьем.
Венецианский Дворец Дожей на площади святого Марка. Построен в 1309—1340 годах
В Испанию готика пришла со всеми конструктивными решениями, но захватила только культовые постройки. В светском строительстве остались сильны мавританские мотивы.
Церковные храмы Кастилии наиболее точно следуют французской классикеКафедральный собор в Бургосе, заложен в 1221 году
Готика в других европейских странах
Искусство готики утверждалось и в других европейских странах. Характерный пример восточной готики – замковый комплекс в Мальборке, заложенный в конце XII века.
Дворцовый «Зал Капитула»
Для Польши вообще характерно широкое разнообразие сводчатых конструкций. Местные мастера достигли в этом вопросе полного совершенства.
Венгерская готика сохранилась плохо. Здания были порушены и разграблены во времена турецких завоеваний, либо подверглись капитальной перестройке.
Будапештский костел святого Матьяша – хорошо сохранившееся готическое сооружение
Прибалтийское зодчество подверглось значительному влиянию немецких рыцарских орденов.
Домский собор – крупнейшее готическое сооружение XII века в ЛатвииБудапештский костел святого Матьяша – хорошо сохранившееся готическое сооружение
Исторические этапы развития готического стиля в архитектуре
В архитектурных сооружениях Европы середины XII столетия господствовал романский стиль с античной классикой тяжёлых, массивных стен, круглых арок и узких окон-бойниц. В то же время происходило зарождение готического искусства, с иными понятиями эстетических идеалов и создания форм. Как ни странно, название воздушному стилю дали древнегерманские племена готов, покорившие Рим. Людям той эпохи казалось варварством отступление от древних канонов.
Развитие готики, как искусства, происходило в странах с господством христианской церкви. Определяющими элементами стиля стали храмы и соборы – воплощение новых веяний не только в архитектуре, но и в живописи и скульптуре. Выделяют четыре основных периода развития готики:
- ранняя готика – XII век;
- зрелая или высокая готика – XIII век;
- поздняя, пламенеющая готика – XIV — XV век.
С зарождением в XV столетии нового течения Ренессанс, готическое искусство отошло на второй план.
Ранняя готика
Родоначальником стиля считается Франция, её провинция Иль де Франс. В середине XII столетия в аббатстве Сен Дени была построена церковь с элементами готической стилистики. При её сооружении убрали лишние стены, расширили фасад, удлинили арочные своды и получился первый образец готики – более светлый, масштабный и торжественный.
Монастырская церковь Сен Дени
Особенностями ранней готики отличаются архитектурные элементы храмов Нуайона, Лана и других французских провинций.
Раннеготический собор в Лане
В них пока ещё преобладает некоторая тяжеловесность романского стиля, не хватает свободного парения и раскованности.
Период зрелой готики
Эпоха высокой готики характеризуется более богатыми композициями, с большим количеством скульптурных, живописных и мозаичных элементов. В зрелом стиле в совершенстве используются каркасные конструкции, поднимающие своды храмов на недосягаемую высоту.
Собор в Реймсе – замечательный пример органичного синтеза зодчества и скульптуры
Ещё одной особенностью зрелого готического стиля стали каменные перемычки окон в форме розы с расходящимися от центра лучами.
Интерьер Амьенского собора с окном розой
Особенности поздней готики
Этот архитектурный стиль охватывает пространства Англии и южной Европы, где готика получает своеобразный местный колорит. В поздней готике наблюдается переизбыток декоративности:
- чрезмерное количество скульптур и барельефов;
- витиеватая скрученность фигурных шпилей;
- стрельчатые оконные проёмы, с усложненным трафаретом перемычек.
Католический храм Нотр-Дам в центре Руана – яркий пример пламенеющей стилистики
Стены сооружений в невероятном количестве покрывают стрельчатые арки, резные в кружево вимперги, кокетливые статуи в вызывающих позах.
Как зарождалась средневековая архитектура?
Но обо всем по порядку. Итак, архитектура средних веков, а именно «Каролингское возрождение» припадает на эпоху правления Карла Великого и всей династии Каролингов
Во времена правления Карла все внимание главным образом было сконцентрировано вокруг культурного центра, которым была столица Аахен. Наблюдается яркий расцвет искусства средневековья, быстрыми темпами развивается церковная, административная и судебная сферы
Многие ученые пришли к выводу, что в те времена происходило также возрождение далеких античных традиций, и средневековая архитектура значительным образом преображалась. Самым значимым памятником того времени считается капелла императорской резиденции, которая располагалась в Аахене.
Линейный стан
Для музыкального искусства XI-XII столетий громадное значение имело разделение его на светскую и церковную музыку. В эту эпоху для всех западноевропейских стран орган становится признанным храмовым инструментом, а латинский язык – единой формой богослужебного пения. Христианская музыка, творцами которой в основном были французские и итальянские монахи, сыграла огромную роль в создании основ профессиональной музыкальной культуры Европы.
Главной вехой в истории этого искусства стало нововведение, сделанное Гвидо из Ареццо. Этот итальянский монах, учивший пению мальчиков, разработал принципы нотной записи, которыми пользуются и поныне. До него звуки записывались невмами, квадратными нотами. Однако, используя их, никак не удавалось наглядно изобразить высоту звука. Гвидо из Ареццо поместил напевы на 4-нотный линейный стан, решив тем самым проблему.
Господствовавший в Европе романский стиль повлиял и на хореографию. Бассданс – средневековый танец, исполнялся под пение танцующих или под аккомпанемент музыкальных инструментов. Он напоминал, скорее, торжественное шествие, нежели танец. Бассданс, тяжеловесный и величественный, как замки и храмы, был отражением романского периода в европейском искусстве.
Внешний вид средневекового дома, фото домов
Большинство средневековых домов имели 3 этажа, хотя были дома и с 2 и даже с 4 этажами. По внешнему виду каждый дом был уникальным, чем богаче была фантазия у архитектора, тем красивее и вычурнее был его фасад. Порой на фасадах средневековых зданий создавались целые сценические композиции, само наблюдение за которыми приносило (и приносит) удовольствие всем ценителям прекрасного.
Скульптурная композиция на фасаде дома Адама, Анже, Франция.
И сам этот великолепный дом, построенный в XV веке.
А вот так выглядят средневековые дома Германии, возможно, они не столь богато украшены художественной скульптурой как их французские аналоги этого же периода, тем не менее, они отличаются своей мощностью фасадов и массивностью кронштейнов.
А здесь фасады средневековых домов Львова, родного города автора статьи. Построенный согласно принципам средневекового зодчества каждый дом имеет свою уникальную изюминку и неповторимый архитектурный стиль.